Нет наличных — нет и наличников

Нет наличных — нет и наличников

Образчики деревянного зодчества постепенно исчезают с улиц Пензы.

Дома — как люди. Об одних, когда их не станет, будут вспоминать лишь  самые близкие. Другие — у всех на виду. Уйдут в небытие — многие пожалеют.
Когда-то деревянное кружево было украшением улиц города. Но Пенза «переодевается». Уж слишком обветшали ее прежние наряды.

Красота уходящая
Те дома, что являются памятниками федерального или регионального значения, находятся под охраной государства. Но многие образчики деревянного зодчества такого статуса не имеют.  Большинству их обитателей приводить собственность в божеский вид не на что.

Улица Сурская. 21. Некогда крепкий резной дом начал заваливаться на бок. Стучим в деревянную же калитку. Выходит хозяйка.
—Дом 1903 года постройки, весь трухлявый, — невесело улыбается Галина Козлова. — Фундамент весь рассыпался, внутри — подпорки. Нам не до красоты — боимся, как бы потолок на голову не упал.

Следующий адрес — Урицкого, 116. Лицом к улице обращен  украшенный богатой резьбой  фасад, но зайдешь во двор — увидишь изнанку многоквартирного «особняка» — наспех сколоченные бараки…

По соседству есть еще одно интересное здание. Стены его — кирпичные, а окна обрамлены деревянными наличниками. 
—Полтора века моему дому, — начинает рассказ Софья Семеновна Аснина.  — Я приехала в Пензу из Белоруссии в 1941 году. Шла по улице Урицкого и ахала. Такой красивой тонкой резьбы я у себя на родине не видела. Наш дом тогда был очень нарядным: весь в деревянных кружевах, с резным парадным крылечком, точеными колоннами. С годами все это обветшало. Крылечко снесли во время ремонта дороги. Дом мы недавно обложили кирпичом, а наличники оставили. Разве можно выбросить такую красоту?

Поминки по старине
Деревянное кружево в изобилии украшало и улицу Суворова. Кое-что еще уцелело. Этот район активно осваивают коммерсанты, пытаются  в меру сил отремонтировать ветхие дома. Но соседство потемневшей от времени резьбы и современного пластика выглядит безвкусно и убого.

Значительная часть построек прекратилась в склады, которые арендуют торговцы с рынка, чтобы хранить товары. В некоторых домах ютятся конторы, торгующие ритуальными принадлежностями. И черные ленты венков, выставленных в окнах, словно справляют поминки по этой изукрашенной резьбой старине.    

Разные судьбы
Осталось деревянное кружево и на улице Гладкова. Красота…
Но семье Николаевых, живущих в доме № 24, она радости уже не приносит.
— Художники часто к нам к приходят, — признаются хозяева. — Усядутся с мольбертами на той стороне улицы и картины пишут. А мы не чаем, когда дом снесут. Отремонтировать его за свой счет невозможно.

А вот нарядный особняк на улице Максима Горького, 12, тягостного впечатления не производит. Хотя ему не менее 100 лет и в нем (вот совпадение!) тоже расположилось ритуальное агентство. Эдаким франтом выглядит он на фоне своего полусгоревшего соседа. Незавидна судьба деревянных домов, которые покинули владельцы...

Дом № 12 является памятником деревянной архитектуры местного значения. Поэтому о нем заботятся. 
— Недавно машина врезалась в резное крылечко, заказали новое, — рассказали в агентстве. — Реконструкция обходится недешево — за узоры придется отдать мастеру около 200 тысяч рублей…

Статус — дело непростое
— Большинство памятников федерального и регионального значения получили свой статус в советские времена, — рассказывает главный специалист-эксперт отдела охраны объектов культурного наследия областного министерства культуры Светлана Никиенко. — Этот список многие годы оставался практически неизменным. Сейчас порядок внесения в реестр иной. Для того, чтобы определить, представляет ли дом ценность с точки зрения истории или архитектуры, требуется заключение экспертов. В нашем регионе скоро получат государственную аттестацию несколько специалистов.  Возможно, тогда под опеку министерства культуры попадет еще ряд зданий.

Хорошо, что решения будут принимать люди независимые и компетентные. Ведь раньше статус дому нередко придавала его «политическая» история. Например, домик на Карла Макса, где непродолжительное время жила поэтесса Саломея Нерис, не слишком-то красив, тем не менее — в реестре ценностей, охраняемых государством.

А вот трактир «Золотой петушок», что несколько лет назад бесславно погиб в огне, в «списках не значился». А ведь к его оформлению приложили руку знаменитые резчики братья Сорокины, украшавшие деревянным кружевом и музей народного творчества.

Возвращение к жизни
— Порой у старых домов бывает новая, счастливая судьба. Так произошло со зданием по адресу Володарского, 9. Пензенцы помнят его обветшавшим, с окнами, затянутой пленкой.

Сейчас этот дом — украшение улицы. Там размещается «Галерея света». Особняк, хотя и принадлежащий теперь коммерсантам,  стал одним из самых востребованных свадебных мест. Там проводятся выездные регистрации браков и любят фотографироваться молодожены.

Повезло и архитектурному памятнику, расположенному рядом с министерством культуры. В 2008 году оно пережило страшный пожар.
Саратовский инвестор согласился потратиться на его реконструкцию. Сейчас реставрационные работы близятся к завершению. Не один год здание было скрыто под зеленой сеткой. На днях завесу сняли и взорам прохожих открылись резные наличники.

— Новый фасад — деревянный, окна — тоже, просто покрыты влагостойкой краской, — сообщил заместитель министра культуры и архива Кирилл Застрожный. — Хотя мы не диктуем, какие материалы должны использоваться при реконструкции. Главное — вернуть зданию первоначальный вид.

Ремонтные работы завершатся к сентябрю. После чего в здании откроется негосударственный музей  самоваров.

… Людям небезразлично, что происходит с их родным городом. Причем, о деревянном кружеве Пензы уходящей жалеет не только старшее поколение. Например, возникло своеобразное движение в Интернете. Молодые люди фотографируют и выкладывают на своих страничках виды домов с узорчатой резьбой. Есть в регионе  коллекционеры, которые скупают красивые наличники, старинные двери. Увы, нельзя сохранить все… Но как хочется, чтобы мы не забывали свою историю. Слова дерево и древность — однокоренные...

Справка
Пять самых известных домов  — образчиков деревянного зодчества в Пензе:    1. Дом -музей народного творчества
2. Будущий музей самоваров на ул. Красной
3. «Галерея света» на ул. Володарского
4. Кафе «Засека»
5. Дом-музей Мейерхольда
Последние два, кстати, не являются архитектурными памятники. Музей  Мейерхольда вошел в реестр охраняемых государством объектов как здание, представляющее историко-культурную ценность. А «Засека» в списки пока не попала.

В тему
Усадьба, которую мы потеряли
Снесена городская усадьба Тенишевых на улице Бакунина — памятник архитектуры регионального значения. В этот доме жил революционер, член-корреспондент РАН Эдгем  Тенишев.   
В 2005 году рассыпающееся на глазах здание разобрали на бревна.  Их  пронумеровали и отправили на склад, где те должны хранится бессрочно. Но надежды на восстановление памятника нет. Это огромные затраты, неподъемные как для городского, так и для областного бюджета.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное