Марсово поле: век XXI

Марсово поле: век XXI

Исторические реконструкторы путешествуют во времени без всякого волшебства: они  создают костюмы и атрибуты эпохи, пополняют свои знания и включают воображение

Историк Томас Янчаускас, руководитель пензенского военно-исторического клуба «Аванпостъ», организатор фестиваля «Марсово поле», считает военно-историческую реконструкцию одним из наилучших способов воспитания патриотизма.

Вжиться в образ

Считается, что участник исторической реконструкции, кого бы он ни изображал, своих или врагов, просто играет роль. Сегодня он положительный герой, завтра – отрицательный. Что в этом такого?

Но, по мнению Томаса Янчаускаса, в отличие от актера, реконструктор постоянно находится в одном и том же образе. Ведь что такое военно-исторический клуб? Это группа единомышленников, изучающих и досконально воспроизводящих быт и культуру определенного исторического периода определенной страны. И человек постепенно впитывает идеалы и мировоззрение того времени и тех людей и несет этот образ в массы.

— Тем, кто занимается, допустим, реконструкцией одного из полков наполеоновской армии, близок девиз Великой французской революции «Свобода, равенство, братство». А возьмем тех, кто выступает в роли махновцев (тот еще типаж!): в грязной одежде, расхристанные, опоясанные пулеметными лентами, с неизменными бутылками самогона. В Москве, например, есть клуб, участникам которого интересна история германских войск СС, и они органично себя чувствуют в шкуре своих персонажей…

А клуб «Аванпостъ» представляет 5-й Литовский уланский полк Российской Императорской армии, ведущий свою историю с XVIII века. В том полку, кстати, в чине поручика служила кавалерист-девица Надежда Дурова. И участникам клуба близки традиции дореволюционной России – сильной, могущественной, славной своими героями, с богатейшей культурой.

Литовский уланский

— Томас, увлечение историей 5-го Литовского уланского полка — это дань вашему происхождению? — интересуюсь во время нашей беседы.  
— Да, отец мой — литовец, — кивает головой Янчаускас. — Мама — русская, коренная жительница Пензы. Воспитывали меня в русских традициях, крестили в православную веру.

Вообще, эпохой Отечественной войны 1812 года он «заболел» четырех лет от роду, когда посмотрел вместе с бабушкой фильмы «Гусарская баллада» и «Война и мир». Гусарские и уланские мундиры, скачки верхом, сражения на саблях поразили воображение мальчика. Он заявил тогда бабушке:
— Я тоже так хочу.

А первый мундир примерил только в 2001 году, когда гостил в Литве у родственников отца и попал в Клайпеду, на фестиваль, посвященный событиям 1812 года. Там же познакомился с реконструктором из Москвы Сергеем Улановичем, который еще в конце 80-х годов заинтересовался историей славного Литовского уланского полка. Изучал свою родословную и узнал, что его предки служили там.

— Сергей так увлеченно и интересно об этом рассказывал, что и я влюбился в этот полк, — вспоминает мой собеседник.  

Примерно в то же время Томас начал обучаться верховой езде. Какой же улан без коня?! И сегодня форма тех славных времен великолепно сидит на нем и в седле он как влитой.

Сейчас Янчаускаса трудно застать в Пензе. То бизнес в дорогу позовет (у него свое тур-агентство), то пригласят на военно-исторический фестиваль в Чехии под Аустерлицем, то он отправляется в Бельгию, чтобы принять участие в сражении у Ватерлоо, то скачет верхом где-то в литовских полях, то «рубит» врагов в подмосковном Бородине…

От Ватерлоо до Пензы

Но литовских улан теперь могут увидеть и наши земляки. Томас Янчаускас создал на пензенской земле интереснейший, значимый проект – I военно-исторический фестиваль «Марсово поле», по­священный победе Русской армии в Отечественной войне 1812 года (он прошел в минувшем году).

— Мне захотелось, чтобы наши земляки лучше узнали историю России, что она началась не после революции 1917 года, а насчитывает более 1000 лет! — говорит Томас. — Конечно, бюджет фестиваля был очень скромный, мы сами возводили в чистом поле декорации, сами писали сценарий боя, сами режиссировали. И, несмотря на это, к нам потянулся народ со всего Поволжья и Центрального округа. Приятно, что нас оценили и заметили Пензенское отделение военно-исторического общества, областная власть и др.

В этом году фестиваль получился еще более масштабным, зрелищным, было намного больше и участников, и зрителей. Пензенцам это действительно интересно!

Я спросила у Томаса, какой исторический период для него наиболее интересен и, если бы у него был выбор, в какую эпоху он хотел бы жить.

— По духу мне близок XIX век. Но жить я хотел бы здесь и сейчас, используя все блага цивилизации — от мобильных телефонов до высокотехнологичной медицины. Надо радоваться тому, что имеешь, а свою страну любить и гордиться ее историей.

Я никогда не надел бы форму офицера гитлеровской или какой-либо другой вражеской армии, пусть даже речь идет не о войне, а всего лишь о ее реконструкции.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Томас Янчаускас:
— В основном близкие положительно относятся к тому, что их сыновья, братья или внуки увлекаются реконструкцией. Дескать, отличное хобби, интересное, познавательное. Но встречается и противоположное мнение: мол, лучше бы в бар сходил, пивка попил, как нормальный мужик, а то в маскарадном костюме, как девчонка, по лесам бегаешь… Представляете?

Ледяной поход

Первую самостоятельную реконструкцию Томас осуществил в феврале 2003 года, она проходила в селе Поселки Кузнецкого района.

Это был один из наиболее трагических эпизодов истории Литовского уланского полка, связанный с Гражданской войной. В 1918-м офицеры и солдаты прославленной части, честно служившие Отечеству, в послереволюционной России были объявлены вне закона.

Та реконструкция обернулась для пятерых студентов истфака во главе с Янчаускасом захватывающим приключением.

В 2003 году исполнилось 85 лет Ледяному походу на Кубань Добровольческой армии, после которого зародилось Белое сопротивление. В составе ее был и Литовский уланский полк.

Будущие историки решили своеобразно отметить эту дату. Готовились к реконструкции два месяца, перешивали форму советского образца в мундиры и шинели солдат и офицеров Литов­ского полка образца 1914 года. Масляной краской рисовали вензеля на шинелях.

В назначенный день строевым шагом отправились к вокзалу Пенза I, выставив на всеобщее обозрение карабин системы Мосина и кавалерийские шашки.

На вокзале «литовских улан» задержал патруль линейного отдела милиции. В «обезьяннике» их продержали несколько часов, оружие конфисковали, но до конца дня всех отпустили. Казалось, праздник был безнадежно испорчен. Но молодость есть молодость… Они успели на последнюю электричку на Кузнецк. На нужную станцию прибыли в полночь.

Мороз был минус пятнадцать, а реконструкторы, проваливаясь по пояс в снег, обливались потом. Развернувшись цепью, прошли так около 10 км. Вступили на окраину села Поселки, сымитировали атаку и с криками «Ура!», развернув триколор, под взрывы петард вбежали в центр. После чего их задержал уже местный участковый…

Потом студенты еще месяц ходили объясняться в Управление ФСБ, Томаса чуть было не отчислили из университета.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное