Как пензенский режиссер Гендельштейн снимал в фильме Ростроповича и Вишневскую

Как пензенский режиссер Гендельштейн снимал в фильме Ростроповича и Вишневскую

Из-за их эмиграции картина о композиторе Дмитрие Шестаковиче долго пылилась в архивах

2016 год объявлен в России Годом кино. Достойный повод вспомнить имена наших выдающихся земляков, без которых российское кино представить невозможно.

Пенза никогда не была кинематографическим городом, но с поразительной стабильностью «ковала» кинематографические кадры. К моменту первого в мире публичного кинопоказа, состоявшегося 25 декабря 1895 года в Париже, на пензенской земле уже подрастали гении, которым было суждено перевернуть мировое представление о кино: Иван Мозжухин и Всеволод Пудовкин.

Чуть позже родились Александр Медведкин, Леонид Косматов, Борис Тенин, Альберт Гендельштейн… Список можно продолжать долго. Точнее, его невозможно закончить. Потому что бездонен колодец прошлого, из которого краеведы черпают все новые и новые знания. И главное — кино продолжается.

Сегодня наш герой — наименее известный из наших земляков кинематографистов — Альберт Гендельштейн (4 апреля 1906 — 25 марта 1981). Он снял всего три игровых фильма, остальные — научно-популярные и хроникально-документальные. Но лучший из игровых — «Лермонтов» – сегодня изучают во всех киношколах мира.

Гендельштейн был ослепительно красив: очевидцы вспоминают, как за ним по улицам Москвы шли завороженные женщины… Может, поэтому его выбрала в мужья первая невеста Советского Союза — дочь знаменитого певца Эдит Утесова. «Самой красивой парой Москвы» называли их москвичи. Впрочем, после знакомства с фильмами и эпистолярным наследием Гендельштейна (его письма сохранились в архиве Леонида Утесова) становится очевидным: главным качеством этого художника была красота внутренняя, его цельность, ум, талант, независимость, порядочность.

В Пензе

Альберт Гендельштейн родился в Киеве. Но своим родным городом считал Пензу. Здесь он вырос, учился в Пономаревской гимназии. Здесь началось увлечение кинематографом.

Утром, вместо того, чтоб идти в гимназию, он шел к черному ходу кинотеатра «Альянс». Помощником киномеханика в «Альянсе» работал будущий великий кинооператор Леонид Косматов. Гендельштейн помогал ему. Иногда Косматов дарил другу кадрики из кинолент. Дома, показывая их через волшебный фонарь, Гендельштейн создавал свои первые фильмы.

Успех и… травля

Потом был техникум киноискусства, работа ассистентом Всеволода Пудовкина на фильме «Конец Санкт-Петербурга», самостоятельные съемки просветительных «культурфильмов».
Первой большой работой Гендельштейна стал художественный фильм «Любовь и ненависть», в основе которого лежал подлинный эпизод из эпохи Гражданской войны в Донбассе.

В 1938 году режиссер снял фильм «Поезд идет в Москву» — о том, как два школьника спасают поезд на поврежденной диверсантом дороге.

В 1940 году ему доверили постановку фильма о Лермонтове. Торжественная премьера картины должна была состояться в июле 1941-го, к 100-летию гибели поэта.

Начало Великой Отечественной войны нарушило планы: студия была эвакуирована, режиссер продолжал снимать в Сталинабаде. Съемки затягивались, но зато Гендельштейну была предоставлена полная творческая свобода.

«Лермонтов» и сегодня поражает тонкостью и глубиной киноповествования, изысканной изобразительной прелестью. Лермонтова сыграл Алексей Консовский (в памяти многих поколений он остался принцем из знаменитой «Золушки»), эта роль стала его лучшей работой в кино.

Режиссер сумел в картине сделать то, к чему придет российский кинематограф лишь десятилетия спустя: он снял, «запечатлил» время.

Фильм с оглушительным успехом прошел по экранам Европы. Но на родине началась травля картины (говорили, что фильм не понравился Л. Берии).

Газета «Правда» опубликовала статью с резкой критикой «Лермонтова». В итоге в стране фильм практически не имел проката. Режиссера перевели на Центральную студию кинохроники. В игровом кино он больше никогда не работал.

Документальное кино

Осенью 1944-го в качестве спецкора киногруппы военно-воздушных сил 1-го Украинского фронта Альберт Гендельштейн участвовал в боевых операциях, одновременно собирая материалы для фильма о Покрышкине. Он не только снял фильм «Александр Покрышкин», но и был удостоен нескольких боевых наград.

После войны Гендельштейн пришел работать на «Мосфильм» — мечтал снимать художественные картины. Но, как он писал, не выдержал «немыслимого холуяжа», который царил на студии. И вернулся к  научно-популярному кино.

К работе над неигровыми фильмами Гендельштейн подходил нестандартно. Фильм «Первые крылья» о пионере русской авиации Александре Можайском кинокритики назовут «энциклопедией новых приемов».

Картина о паруснике «Товарищ» уходит в море» была первым советским широкоэкранным фильмом со стереозвуком и получила Большую премию Каннского кинофестиваля за достижения в звукозаписи.

Ода таланту

Лучшей и самой знаменитой научно-популярной картиной Гендельштейна стал фильм о великом композиторе Дмитрии Шостаковиче (1966). Невозможно забыть эпизод концерта в зале филармонии. Известно, что 7-я симфония Шостаковича была впервые исполнена в Большом зале Ленинградской филармонии в августе 1942 года, под огнем артиллерийского обстрела. Оркестрантов и зрителей для этого события отозвали с фронта.

Через четверть века режиссер пригласил в зал всех оставшихся в живых участников того концерта — исполнителей и слушателей. Несколько человек на сцене, чуть больше – в зале, на местах погибших музыкантов — их инструменты. Так родился пронзительно-трагический кинообраз разрушительной силы войны.

В фильм вошли уникальные съемки Дмитрия Шостаковича, молодых Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. После триумфального шествия картины по экранам страны и Европы, нескольких призов на престижных фестивалях фильм на долгие годы был положен на полку киноархива, потому что в начале 70-х годов эмигрировали Ростропович и Вишневская.

Его принципы

Еще во время работы над «Шостаковичем» Гендельштейн почувствовал себя плохо. С конца шестидесятых начался его поединок со страшным недугом — болезнью Паркинсона.
Весной 1981-го Альберт Гендельштейн умер. Через год рядом с ним была похоронена его жена Эдит Утесова.

Среди телеграмм родным в связи со смертью Альберта Гендельштейна была одна без подписи: «Из жизни ушел самый красивый, чистый, добрый, одаренный режиссер; человек, не осуществивший всех возможностей своего таланта, замыслов. Он никогда не был способен в силу честности художника бороться с непреодолимыми кинопрепятствиями».

Самое главное о себе Гендельштейн сформулировал в одном из писем, адресованных Эдит Утесовой: «Больше всего я ненавижу смирение и терпение. Борьба будет, но всякое творчество без борьбы — ремесло».

В жизни Альберта Гендельштейна не было ни громкой славы, ни высоких званий и почетных наград. Ему не были посвящены монографии, нет его персональных фондов в госархивах.

Его новаторские фильмы не вписывались в рамки официальной истории советского кино. Зато сегодня их часто можно увидеть в ретроспективах международных кинофестивалей.

Альберт Гендельштейн остался художником, чей богатый творческий потенциал был раскрыт лишь на малую толику. Но даже то, что он сумел сделать, навсегда сохранит его имя в истории отечественной и мировой культуры.

Автор: Светлана СТАРОСТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное