Екатерина Бородина: «Никогда не теряла голову от любви»

Она мечтала петь в опере, а стала известной исполнительницей романсов и эстрадных песен

Екатерина Бородина: «Никогда не теряла голову от любви»

Свечи, драгоценности, платья со шлейфом, флер французских духов, стихи и томный перезвон гитары… Изысканная атмосфера литературных салонов XIX века представляется, когда слушаешь глубокое бархатное меццо-сопрано прекрасной пензенской певицы Екатерины Бородиной, солистки Центра русской хоровой и вокальной культуры. 

На сцене она всегда примадонна, своим безупречным внешним видом и манерами мобилизующая зрителя настолько, что, кажется, появиться на ее концерте в джинсах – тяжкое преступление.

О летающих лошадях

– Да бросьте, какая из меня примадонна, сами видите, – смеется Екатерина, снимая куртку и проводя руками по своему свитеру-худи и черным узким брючкам, в которых пришла в редакцию «ПП».

В жизни певица простая и открытая в общении, легко располагающая к себе, с оптимистичным взглядом на мир. 

– Внутри меня живет совсем не примадонна, а... – продолжает она и прерывается на несколько секунд, подбирая слово.

– Чайка? – слегка иронизирую я, намекая на чеховскую Нину Заречную. 

– Ну уж нет. Летающая лошадь! 

– ?!

– Помните знаменитые стихи Юнны Мориц о том, как «лошади летают вдохновенно, иначе лошади разбились бы мгновенно»? «Нелётных животных летание» – какой потрясающий и полный надежды образ! Я люблю вообще весь цикл стихов «Большой секрет для маленькой компании», на который бард Сергей Никитин написал замечательную музыку. Мечтаю сделать сольную программу по этим песням, да боюсь, меня не поймут. Публика ждет от меня романсов, а я ей про летающих лошадей и про кусачую собаку…

Даже удивительно, откуда в состоявшейся певице такая не­уверенность? Ведь на самом деле у Бородиной обширный репертуар, включающий в том числе и бардовские песни, и детские. Когда-то певица с успехом играла в музыкальных сказках – в Интернете есть запись великолепного спектакля «Морозко» с Бородиной в роли Настеньки. Думается, поклонники вполне могли бы принять певицу в ином амплуа.

Расставаясь с комсомолом

Как признается Екатерина, не­уверенность в себе преследовала ее с юности и сказалась на карьере. Ведь она мечтала стать оперной певицей, исполнять партии Любаши в «Царской невесте» Римского-Корсакова и Далилы в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса. И все данные у нее были. Даже девичья фамилия говорящая – Варламова, как у знаменитого композитора, автора множества русских романсов XIX века. По иронии судьбы «композиторская» фамилия досталась ей и от первого мужа. 

Но в какой-то момент включились сомнения: хватит ли таланта? Да и родители не очень приветствовали желание дочери выступать на сцене. В итоге Екатерина после окончания музыкальной школы нацелилась на сферу, очень далекую от искусства, – девушку еще в старших классах начали продвигать по комсомольской линии. Планировала поступать на исторический факультет. Но ее хватило лишь на год. 

Однажды Катя, занимавшая должность старшей вожатой в средней школе № 35, сопровождала детей из школьного хора на конкурс, который проходил в Пензенском музыкальном училище. И вдруг поняла, что никуда ей от музыки не деться. 

Но опять же в музучилище почему-то выбрала не вокал, а специальность хорового дирижера. 

То есть специально Бородина пению не училась. По сути, она самородок. Хотя голос в академической манере ей в училище поставили – в рамках занятий по вокалу, входивших в учебную программу дирижеров-хоровиков. 

Педагоги оценили талант студентки и доверили исполнение классических романсов и оперных арий. Советовали поступать в консерваторию. Правда, к тому времени Катя уже была замужем и воспитывала сына. 

– Учиться в консерватории вокалу заочно – это нонсенс. Пришлось бы переезжать, скитаться по съемным квартирам, а у меня младенец на руках, срывать мужа с работы, – поясняет певица. – А вдруг не смогу учиться, а вдруг меня отчислят? А может, опера и не мое призвание? В общем, вечная моя неуверенность. Так и не решилась поступать.

От реквиема до романса

Сольная карьера у Бородиной сложилась не сразу. Она пела в хоре Александра Сачкова, а затем в музыкально-театральной группе «Калейдоскоп» при детско-юношеской филармонии, в городском академическом хоре, позднее ставшем частью Губернаторской сифонической капеллы под управлением Владимира Каширского. 

– Благодаря Владимиру Викторовичу у нас появилась возможность исполнять шедевры музыкальной культуры: «Реквиемы» Моцарта и Верди, «Литургию» Чайковского, мессу h-moll Баха и многие другие. Под его руководством я прошла мощнейшую школу академического пения и сейчас являюсь артисткой капеллы, – рассказывает Екатерина. 

Но ей все-таки хотелось петь сольно. Однажды ее исполнение услышал директор Центра русской хоровой и вокальной культуры, руководитель ансамбля солистов «Старгород» Михаил Кокорин и пригласил на работу.
 
Бородина стала петь с концертмейстером и духовым оркестром Анатолия Набережного, кардинально сменив репертуар. Начала исполнять эстрадные, лирические, патриотические песни, произведения Окуджавы, Высоцкого, Никитина.

– Хотя меня сегодня воспринимают в первую очередь как исполнительницу романсов, я далеко не сразу начала включать этот жанр в свои программы. Более того, в юности я вообще романсы не любила, – делится Бородина. – Может быть, потому что слышала, как их исполняют в академической манере: эти произведения тогда звучат пафосно и теряют всю свою прелесть. Да и вообще, я считаю, что романс – это музыка зрелости. 

Конечно, мне ближе романсы, написанные во второй половине XX – начале XXI вв. Ведь в этом жанре слова имеют не меньшее значение, чем музыка. И мне очень трудно петь про «очи» и «ланиты», постоянно встречающиеся в старинных романсах. В моем лексиконе нет таких слов, я так не мыслю и, соответственно, не могу вложить душу в исполнение.

Настоящая нежность

Герои романсов сгорают от страсти и совершают безумства от больших чувств. Екатерина далека от такого восприятия любви. Ей ближе ахматовское: «Настоящую нежность ни с чем не спутаешь, и она тиха…»

– Я даже в своего второго мужа, известного пензенского музыканта Геннадия Штырева, с которым мы счастливо живем уже много лет, никогда не была влюблена, – признается певица. – Хотя он из тех, от кого можно было голову потерять: красавчик, обаятельный, искрометный. Но у меня чувства к нему просыпались постепенно, по мере узнавания, без экзальтации и истерик. Гена трогательно за мной ухаживал, не форсировал события. Сказал лишь: «Хочешь быть мне другом – будь, хочешь любимой женщиной – стань. Захочешь быть женой – я буду счастлив. Только всегда оставайся рядом». 

И в один прекрасный момент я поняла, что это мой человек. За 22 года совместной жизни Гена стал частью меня. Мы с ним никогда не пытались переделывать друг друга под себя, не требовали каких-то жертв, давая возможность оставаться самими собой.
 
Я давно не жалею, что не стала оперной певицей. Ведь в целом у меня все сложилось удачно. И Далилу я все-таки исполнила – знаменитую третью арию – в одной из своих сольных программ. 


Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER