Крольчатина станет для пензенцев такой же привычной как мясо индейки

Производители из Шемышейского района намерены привить пензякам культуру потребления диетического мяса

Крольчатина станет для пензенцев такой же привычной как мясо индейки

До недавнего времени производством крольчатины в Пензенской области занимались в основном в личных подсобных и мелких фермерских хозяйствах. Однако по мере насыщения традиционных рынков мяса этим бизнесом заинтересовались и более крупные инвесторы. 

Единственное на сегодняшний день предприятие, где кроликов разводят в промышленном масштабе, – ООО «СНБИ-АГРО», расположенное в селе Армиево Шемышейского района. Хозяйство начало развивать новую для себя отрасль пять месяцев назад и практически сразу же стало лидером. 

Здесь применяются современные европейские технологии интенсивного кролиководства, искусственное осеменение, позволяющее получить по семь-восемь окролов в год от каждой матки. 

Кролики — это...

На предприятии, основанном шесть лет назад, изначально сделали ставку на продукцию, не характерную для крупных сельхозпредприятий Сурского края. 
Вместо того чтобы состязаться с агрохолдингами в производстве свинины, куриного мяса или коровьего молока, рискуя прогореть в первый же год своего существования, стали разводить перепелов — эта ниша на тот момент была слабо освоена. 

Открыли цех переработки, где, помимо яиц и охлажденных и замороженных тушек птицы, начали выпускать деликатесы по оригинальным рецептам: паштеты, тушенку, копченую перепелятину. А через некоторое время занялись еще и производством цыплят-корнишонов. 

Продукция оказалась востребованной, и сейчас поголовье перепелов в хозяйстве доходит до 160 тысяч, цыплят — до 140 тысяч. 

К инвестициям в кролиководство предприятие также подтолкнул практически пустующий рынок: крольчатину не то что в пензенских магазинах, на фермерских ярмарках-то нечасто встретишь. 

Сельхозпроизводители в принципе не хотят связываться с этой отраслью, так как спрос на мясо кролика по-прежнему невысок: его потребление в России составляет всего 100 граммов на человека в год. Для сравнения: среднестатистический европеец съедает до 2,2 кг.

— Наше руководство это не остановило, — утверждает управляющий ООО «СНБИ-АГРО» Валерий Шашкин. — В конце концов, 10 — 15 лет назад индейка была такой же редкостью на столах россиян, как и кролик, а сейчас востребована не меньше, чем говядина и свинина. В данном случае предложение рождает спрос. К тому же сейчас все больше людей стремятся к здоровому образу жизни и отдают предпочтение диетическим продуктам, к которым относится и мясо кролика. Да и торговые сети охотно принимают эту продукцию. 

«Пусто — занято»

Возводить кролиководческий комплекс начали два года назад на собственные средства — сумма инвестиций на сегодняшний день составила более 37 млн рублей. В последних числах февраля заработал первый цех (всего их будет семь), куда завезли 1100 кроликоматок породы «французский белый», которые уже в марте дали первый приплод. А сейчас поголовье выросло до 12 тысяч. 

Рядом с фермой расположен цех убоя, разделки и предпродажной подготовки. 

— В ближайшее время мы начнем внедрять систему «пусто — занято» — это когда крольчих разделяют с потомством, повторно осеменяют и отсаживают в другое помещение, где рождается следующее поколение крольчат, — рассказывает Валерий Шашкин. — В первом помещении молодых кроликов доращивают до необходимого веса, отправляют на убой. Клетки чистят, дезинфицируют, в них переводят маток для очередного окрола, а предыдущее потомство остается на доращивании в другом помещении – цикл повторяется. Таким образом обеспечивается бесперебойный процесс производства. 

Чисто, как в операционной

Ферма производит впечатление чистотой и ухоженностью. Благодаря современным системам вентиляции и автоматического навозоудаления на прилегающей территории не чувствуется неприятного запаха отходов кроличьей жизнедеятельности, довольно сносно и в самом цеху. 

Кролики в клетках тоже чистенькие, ухоженные, сытые и кажутся тихими и кроткими существами. 

— Да, тихие, если их руками не хватать, тогда верещат — хоть уши затыкай, — уверяет Валерий Петрович. — И между собой дерутся. Порой бывают кровожадными. Молоденькие крольчихи после первого окрола попросту съедали часть своего потомства. 

Для комфортного существования животных в цеху поддерживается определенный микроклимат: температура воздуха не должна превышать +18 — +22 градусов, оптимальная влажность — 55 — 75 процентов, воздух в помещении должен обновляться 5 —10 раз в час. 

По словам Валерия Петровича, однажды ночью из-за перебоев с электричеством отключились вентиляторы, температура в цеху подскочила до +30 и кролики перегрелись. 

— Я первый раз в жизни увидел вспотевшего кролика! К счастью, мы спохватились вовремя, температуру снизили, но несколько животных все-таки погибло. Теперь работу вентиляторов круглосуточно контролирует специально обученный сотрудник. 

Несмотря на то что технологии в производстве используются европейские, все оборудование, в том числе и автоматика, —отечественное. 

— Клетки по нашим чертежам построили вообще на одном из пензенских предприятий, более того, мы стали его первыми заказчиками, — продолжает управляющий. — Первое поголовье кроликов и семя для искусственного оплодотворения закупили на одной из подмосковных племенных фабрик. Но сейчас уже сами, чтобы снизить себестоимость продукции, пробуем скрещивать наших «белых французских» с другими породами, приобретая самцов у местных фермеров. 

Пока кроликов кормят вручную, но вскоре будет запущена автоматическая линия кормления и поения. Комбикорм делают на заказ, также по разработанным в хозяйстве рецептам: отдельно для крольчат, отдельно для взрослых особей, для беременных маток, для кормящих. Поят животных только очищенной водой, проходящей через систему разнообразных фильтров. 

При этом производство требует минимального количества рабочих рук — за поголовьем ухаживают всего два работника. 

Продукция востребована

В ближайших планах хозяйства — выйти на объем производства в 10 тонн крольчатины ежемесячно, а когда комплекс будет построен полностью — в разы больше. Сейчас мясо продают в виде целых тушек, но вскоре начнут изготавливать тушенку, паштет и старинное блюдо — селянку. 

— Нам хочешь не хочешь придется увеличивать объемы, потому что уже не успеваем обеспечивать запросы ритейлеров, — поясняет Шашкин. —  Мы уже заключили договоры на поставку почти со всеми крупными торговыми сетями. Часть продукции отправляем в Москву, но основные наши потребители – жители Пензенской области. Также поставками крольчатины заинтересовались в странах — участниках Таможенного союза.

Несмотря на успешный старт и динамичное развитие, инвестпроект пока не получил ни рубля государственной поддержки, хотя предприятие дважды подавало заявки на грантовый конкурс. 

Остается надежда, что в текущем году ситуация сложится в пользу хозяйства. Такие инициативы надо поддерживать. Кто знает, может, в скором времени Сурский край прославится на всю страну не только индейкой, но и крольчатиной.



Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное