Почему многим пензенским предпринимателям трудно наладить успешный бизнес

Почему многим пензенским предпринимателям трудно наладить успешный бизнес

Об этом рассказала бизнес-консультант Ирина Сироткина

Вы никогда не задумывались, почему бизнесменами становятся люди совершенно разных профессий: от учителей до инженеров?

Среди крупных предпринимателей не так много людей, которые получили «профильное» образование. За счет чего одни добиваются успеха на этом поприще и почему у других ничего не клеится? Об этом мы поговорили с руководителем Пензенской консалтинговой компании Ириной Сироткиной.

— Ирина Геннадьевна, согласны ли вы с мнением, что ни в нашем регионе, ни в России в целом нет четко выстроенной системы образования для людей, занимающихся бизнесом?
— Да, это так. Чаще всего люди, попадающие в бизнес-сферу, учатся всему методом проб и ошибок. К сожалению, это очень долгий путь. И не факт, что человек придет к тому, к чему стремился.

Когда человек создает бизнес, его воображение часто рисует такую картинку: море, пальмы, коктейль, он смотрит на красивый закат и думает, что все в жизни удалось. Но по факту к такому итогу придет один из миллионов. К тому же, на финальном этапе. А до того его ждут интенсивный и упорный труд и поиск решения множества проблем.

Когда я делала первые шаги в бизнесе, не знала очень многих вещей. И если бы тогда я обладала этими знаниями, в жизни все поменялось бы кардинальным образом.

Быстрее всего развиваются те, у кого есть учителя — люди, которые уже добились успеха в бизнесе. Я сама, попав к такому наставнику, копировала у него все, начиная от позиционирования себя и заканчивая манерой вести переговоры. И это дало мне большой толчок.

— Но далеко не каждый бизнесмен готов делиться своим опытом и секретами ведения дел.
— Готовы единицы. Поэтому мы получаем другую проблему: в бизнес обычно не пускают чужих, развивается семейственность. С одной стороны, это хорошо, но с другой — появляется множество проблем. Часто происходит подмена таких понятий, как хороший сотрудник и хороший родственник.

Поэтому первое, что я рекомендую тем, кто ко мне приходит на обучение, — не брать родственников на работу. Часто они относятся к обязанностям спустя рукава, а спросить с них вы не сможете.

Очень многие пензенские компании в свое время сталкивались с подобным: создавая предприятие, первым делом трудоустраивали родню и хороших знакомых. А хороший человек — это не профессия. Зачастую он становится пожирателем времени и средств предприятия. И руководитель встает перед выбором: увольнять человека и ссориться с родней или содержать бесполезного сотрудника. Руководство бизнесом должно быть максимально жестким.

— Но никому из нас не нравится, когда руководитель держит коллектив в ежовых рукавицах.
— Увы, но метод пряника работает у нас плохо. К бонусам и послаблениям люди привыкают и воспринимают их как должное. На мой взгляд, только авторитарный стиль руководства дает результат в нашей, российской действительности.

Мне нравится японская система. Все мы знаем, что жители этой страны — очень организованные сотрудники, здесь хорошо отлаженное производство. В Японии, если сотрудник сделал что-то, выходящее за рамки его должностных обязанностей (пусть это даже пошло на пользу предприятию), ему скажут спасибо, но потом уволят. Потому что это угрожает стабильности системы. Там очень строгая иерархия и каждый выполняет свою работу. У нас при лояльном отношении со стороны руководства работники фактически садятся на шею.

— Для большинства предпринимателей последний год оказался весьма тяжелым. Бизнесмены сворачивают проекты, винят во всем кризис…
— Любая кризисная ситуация оголяет давно назревшие проблемы. В обычном рабочем режиме на какие-то вещи мы просто не обращаем внимания, полагая, что дела идут хорошо. Но во время кризиса проходит напускная успешность и вскрывается, как нарыв, все то, что было недоработано. И если эту болевую точку вылечить, то вполне можно приблизиться к прежней финансовой стабильности. Но с этим нужно работать. А большинству руководителей проще сказать: «Кризис, у всех все плохо, и у меня тоже». Замечу, что кризис всего лишь показывает слабые места в организации бизнеса.

Да, у людей стало меньше денег, именно поэтому они голосуют рублем за интересное предложение. Если не идут к вам, значит, вы не проработали целевую аудиторию, не знаете ее интересов.  Значит, бизнес был открыт на авось либо в управлении используются устаревшие методы.

Я заметила такую тенденцию: люди, которые выстроили бизнес в 90-е годы (когда не нужно было никакого бизнес-образования, хватало только предпринимательской жилки) и совершенствовали себя в бизнесе, смогли выстроить империи. А те, кто создал бизнес и не вкладывался в собственное обучение, не следил за развитием рынка, а просто плыл по течению, теряли и продолжают терять то, что наработали годами. И это не зависит от величины бизнеса. Потерять бизнес может как мелкий предприниматель, так и крупная компания. Важно постоянно развиваться профессионально.

— С какими проблемами, в какой сфере к вам обращаются чаще всего?
— Одни из самых частых проблем — низкие продажи, текучка кадров и постановка бизнеса «на автопилот». Но все это не критично и довольно легко решаемо.

Низкие продажи, как правило, связаны с тем, что перед отделом продаж не ставятся четкие задачи и деятельность сотрудников не контролируется.

Кадровый вопрос для многих руководителей становится головной болью. Однажды один из руководителей крупной сети сказал мне, что вот уже год не может развивать свой бизнес из-за того, что испытывает колоссальные затруднения с наймом продавцов. Когда начали разбираться в его проблеме детально, то выяснилось, что ошибка в самом объявлении. В нем обещали большую зарплату и минимум обязанностей. Естественно, на вакансию откликались лентяи, которые не собирались много и качественно работать. Изменили формулировку, добавили требований — нашли нужных людей.

Нужно уже в первые полгода существования организации четко выстроить все бизнес-процессы. На самом деле большинство зрелых бизнесов таковой системы не имеют. Именно поэтому собственники или предприниматели вкалывают по 24 часа в сутки и не могут уйти в отпуск даже на 10 дней.

Тем, кто хочет расширить бизнес, могу сказать: для начала необходимо как часы отладить работу в имеющемся филиале.

— Ирина Геннадьевна, считается, что в разных регионах бизнесмены совершенно разные: где-то отличаются напористостью, где-то честностью. А в Пензе они какие?
— Наверное, наши земляки – одни из самых целеустремленных. Многие пензенцы, которые здесь выросли, окончили школы или вузы, стали успешными далеко за пределами региона. Если они ставят цель, то практически всегда приходят к нужному результату. Просто нужно не останавливаться на достигнутом, не бояться трудностей и всю жизнь учиться новому.

СПРАВКА «ПП»

Ирина Геннадьевна Сироткина.

Руководитель оптовых и розничных предприятий более чем с 25-летним стажем: была коммерческим директором магазина «Дом косметики»; управляющим директором сети магазинов «ЦентрОбувь»; директором филиала крупнейшей в России текстильной компании «Монолит».

Сегодня: антикризисный управляющий, руководитель собственной консалтинговой компании «Сироткина и партнеры», совладелица юридической компании.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное