Земля обетованная

Несколько лет назад у семьи Авраменко не было ни угла, ни денег. Сегодня они – успешные предприниматели

Сколько по России деревень-призраков: покосившиеся домики, все серое, заросшее. Где-нибудь рядом – развалины бывшего колхоза, вокруг которого врастают в землю остатки брошенной техники.

Увы, урбанизацию не отменить: дети уезжают и оседают в чужих краях, родители умирают, дома пустуют.   

Но есть люди, для которых даже такие Богом забытые деревеньки – земля обетованная. Программа по переселению соотечественников из ближнего зарубежья помогает убить двух зайцев – оказать помощь тем, кто в ней действительно нуждается, и с помощью притока новой крови вдохнуть жизнь в сельскую глубинку.

Встречайте, скоро будем!

В Камешкирском районе работа по переселению беженцев ведется с 2007 года. Представители администрации и местного центра занятости даже выезжали в Восточный Казахстан (где в основном проживает русскоязычное население), поговорили  с людьми, оставили там  буклеты, фотографии пустующих домов. Дело было осенью, поэтому первых «ласточек» ждали весной и очень удивились, когда в феврале пришла первая телеграмма: «Встречайте, скоро будем!».

В основном люди покидают насиженные места из-за языкового барьера. Например, в Астане в 2002 году вступил в силу закон, что казахский – это единственный государственный язык. На нем должны вестись преподавание школьных дисциплин, трансляция телепрограмм и так далее.

Кате Коновец и Алле Авраменко в 2008 году предстояло пойти в первый класс, их родителям хотелось, чтобы девочки учились на родном русском языке. Поэтому две молодые семьи с детьми (в общей сложности 8 человек) не стали откладывать дело в долгий ящик и в самые холода отправились на историческую родину.

Без золотых гор

Ближе к лету потянулись в Камешкирский район новые переселенцы. Всего с 2007 по 2009 год приехали
62 человека. Всех встретили, постарались определить, устроить. Не обошлось, конечно, и без накладок: иные переселенцы, получив гражданство, без объяснений и благодарности покинули район.

– Может, это и к лучшему, – считает начальник отдела экономики администрации Камешкирского района Ольга Ермакова, – лентяев нам не надо.

Золотых гор беженцам никто не обещает.  В соответствии с районной программой выделяется по 10 тысяч рублей на взрослого человека и  по 2 тысячи – на ребенка плюс оплата билета, помощь при оформлении документов, перевозе имущества. Основное же, что требуется людям, приезжающим в Россию на ПМЖ, – это жилье и работа.

С первым особых проблем обычно не возникает – пустующих домов в камешкирских деревнях предостаточно. Вопросы, связанные с законным приобретением жилья, администрация района решает как свои собственные. Например, когда первопроходцев ­– семьи Коновец и Авраменко – определили в поселок Кулясово, тогдашний председатель сельсовета Иван Лапшин прописал их в свой дом.  Имея прописку,  беженцы смогли получить российское гражданство и купить собственное  жилье.

Своя земля

А вот с работой в Камешкирском районе, как и везде в глубинке, не ахти. Поэтому районная администрация ориентирует людей на развитие своего дела. У большинства переселенцев в покинутой стране остались приусадебные участки. Так почему бы не возделывать землю здесь? С 2007 года переселенцы создали несколько ЛФК и КФХ.  А в этом году, благодаря областной программе по развитию предпринимательства, появились первые кооперативы.

Например, семья Коленовых  весной приобрела теплицу и занялась выращиванием салата. Не отстают от них и Авраменко с Коновец. Недавно молодые люди зарегистрировали животноводческий кооператив «Удача» и стали заниматься разведением свиней. 

В принципе, их кооператив немногим отличается от большого личного хозяйства, просто к уходу за животными прибавилось оформление бумаг. Бухгалтер по образованию,  Оксана Авраменко рада, что наконец-то нашла работу по специальности.

– А скоро, – смеется Лиза Коновец, – и мои навыки пригодятся – я повар.

Пока ее профессионализм могут оценить только муж с дочками, но в ближайшем будущем члены кооператива собираются заняться и переработкой мяса.

Планов у «Удачи» –  громадье. Хотя пока никто даже не произносит таких слов, как «прибыль» и «распределение». Только работа, работа и работа.

Тем не менее, если полтора года назад эти люди прибыли в чужие края всего с несколькими сумками, не было у них ни угла, ни денег, сегодня они живут в собственных домах, с мебелью и всем необходимым. Во дворе стоят «Жигули», старенькие, но на ходу. Вокруг домиков – аккуратные грядки с картошкой-моркошкой, свеклой и капустой. 

Теперь для Лизы, Оксаны, их мужей и детей эти края не чужие, а самые что ни на есть родные.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА, фото автора / "Пензенская правда" 4 августа 2009, N 59

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное