Встретим юбилей Пензы... без гипса!

Улица Московская в (нижняя часть) в конце XIX векаМеняются люди и боги, но вечен ремонт на дороге...

Улица Московская. Воспетая поэтами и запечатленная в красках художниками. Говорить о тебе, любимая улица, можно бесконечно! А вот ходить –  упаси господь. Того и гляди ноги сломаешь.
Согласитесь, есть в этом нечто символическое – массовые работы по устройству мостовых в Пензе начались, как только пало крепостное право.

Черное, белое, красное
Первой «одеждой» Московской стал городищенский песчаник.
– Это был довольно прочный камень, из него даже делали мельничные жернова, –  рассказывает заместитель директора краеведческого музея Александр Тюстин. – Но железные ободья на колесах экипажей и телег все равно перетирали его поверхность  в муку. 
Легкое дуновение ветра, и над Московской поднимались облака пыли. В дождь песчаная мука тяжелыми пластами налипала на колеса, туфли и лапти. 
А потом были кирпичи, сделанные на заводе местных промышленников Ивана Грошева и Ивана Журавлева. Из-за примесей они имели темный цвет. Так что на смену «светлому периоду» улицы Московской пришел «черный». Затем наступил и «красный» – когда накануне Октябрьской революции завезли уральский булыжник цвета свежей говядины.    
Это было, пожалуй, самое прочное покрытие за всю историю улицы, ведь продержалось оно около 50 лет. Единственный недостаток – во время сильных дождей водные потоки выворачивали булыжник из мостовой, и ее приходилось восстанавливать, забивая камни в пустоты деревянной колотушкой.
Красный гранит украшал верх сурского Бродвея – от бывшего магазина «Снежок» до Советской площади – вплоть до 70-х годов прошлого века. В то время по Московской ходили автобусы, и без брусчатки они в гору подняться не могли.
– Когда булыжник выковыривали, многие люди даже плакали, – вспоминает пензячка Мария Бунина. – Второй раз подобное тяжелое чувство я испытала после пожара в драмтеатре.
Что же касается асфальта, то первые его участки стали появляться в городе еще в 1905 году.

Они были первыми
Мария Бунина трудилась на заводе «ЗиФ» сорок лет.
– Долгое время мы ходили на работу пешком – с Московской на Ленина. Утром – туда, вечером – обратно. Опоздал на пять минут – сел на пять лет, – вспоминает Мария Ивановна. – Работало нас тогда несколько тысяч человек. Верите, до сих пор иногда снится, как стучат по деревянным тротуарам, словно набат, башмаки идущих на завод людей…  
Старшее поколение пензяков хорошо помнит эти деревянные тротуары. Хоть в центре социалистической Пензы давно лежал асфальт, грязь и лужи в иных местах были все еще по колено, как «при проклятом капитализме». 
Кстати, деревянные тротуары – самое первое средство борьбы с бездорожьем, появившееся чуть раньше мостовых. Каждый домовладелец на Московской обязан был на собственные средства устанавливать перед домом тротуар, предназначенный для общего пользования, и ремонтировать его.
Сохранились дневниковые рассказы первой любви Михаила Лермонтова Катеньки Сушковой о своей бабке Екатерине Кожиной. Будучи до неприличия скупой, барыня  ставила по обоим концам своего тротуара слуг, чтобы те сталкивали прохожих с досок в грязь. Таким образом Кожина экономила на замене тротуара.

История пензенских улиц и дорогКрасота по-пензенски
В 90-е годы прошлого века Россия была потрясена, увидев немецкую тротуарную плитку, используемую для благоустройства многих европейских городов.
Делали ее на дорогом оборудовании по специальным технологиям, но отечественные умельцы недолго думая решили, что достаточно будет просто скопировать форму.
И скопировали. Однако вместо положенных 20 – 30 лет эксплуатации, как у немецкой плитки, наша держалась от силы года три и рассыпалась в труху.
Многие города уже обожглись на псевдонемецкой плитке к тому времени, когда лет шесть назад, при градоначальнике Александре Калашникове, владельцев магазинов на Московской пригласили в районную администрацию и обрадовали – улица будет красивой. За ваш счет. 
Клали плитку осенью. По­скольку работали «аккредитованные» бригады, до некоторых магазинов очередь дошла только в октябре-ноябре.
Первые же морозы подтвердили худшие опасения – плитка полопалась. А еще она оказалась ужасно скользкой. Пензяки падали как подкошенные, набивали синяки и шишки… 
В общем, уже через пару лет стало даже хуже, чем было. Верхняя Московская выглядела так, словно переболела оспой.
– А туи, которые нас заставлял покупать мэр Пашков и ставить перед входом в магазин, чтобы было «как в Европе»! – возмущаются предприниматели. – Они же все до единой погибли – не климат им у нас.

Профессорское средство
С отмены крепостного права прошло почти 150 лет… Канули в вечность две мировые войны, люди пересели с лошади на автомобиль, Гагарин проложил дорогу в космос… А барышни по-прежнему ломают каблуки на Московской. Асфальт растрескался. Там, где клен шумел (в смысле плитка лежала), зияют глубокие колдобины…    
Неужели это навсегда? Неужели старая шутка, что одна вечная беда России занимается другой, – жизненный сценарий всех будущих поколений?
– Все можно сделать, если захотеть, – считают профессоры Владимир Калашников, Юрий Кузнецов и доктор наук Виктор Хвастунов. – В нашем университете строительства и архитектуры разработана технология производства высокопрочного бетона, который тверд, как гранит, и равнодушен к воде, словно пластик или стекло. Ведь что убивает асфальт и плитку? Вода, попадающая в поры! Во время весеннее-осенних перепадов температуры она замерзает, и лед разрывает камень изнутри.  
Высокопрочный бетон же лежит на земле 100 лет. Вернее, 600 циклов перепада температуры.  
– Второе направление – керамзитобетон. Еще в 1975 году первый секретарь обкома КПСС Лев Ермин попросил пензенских ученых придумать, как сделать «вечный» пол в коровниках совхоза «Степановский». Придумали. Тридцать лет просуществовали те полы из керамзитобетона, и хоть бы что. Как новенькие!
К сожалению, чиновники не спешат воспользоваться рецептом благоустройства на века от ученых ПГУАС. Но обещают, что к 350-й годовщине любимого города старейшая улица все же будет отремонтирована. Москва обещала помочь деньгами.
Так что главное теперь – дожить до юбилея. И не попасть в травматологию. 
P. S. И все-таки хочется поставить последнюю точку. Позитивную. Улица Московская – любимое место пензенцев, визитная карточка города. Это место встреч друзей, свиданий влюбленных, семейных прогулок. Нигде не увидишь столько радостных и счастливых лиц. И это непреходяще.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА, фото Владимира Гришина и из коллекции Игоря Шишкина / "Пензенская правда" 11 июня

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное