Время одиночек уходит

Переработка молока в хозяйстве Сказочкина. Пензенская обл.Спасти сельхозпроизводителей могут только кооперативы

По инициативе правительства области в ДК им. Дзержинского прошел семинар на тему «Правовые основы создания малых предприятий (сельскохозяйственных кооперативов)».

Как отмечали участники семинара, в настоящее время в России личными подсобными и фермерскими хозяйствами производится свыше 90 процентов картофеля, около 80 процентов овощей, 57 процентов мяса, более 50 процентов молока. Однако только 15 процентов продукции ЛПХ и КФХ напрямую попадает на рынок.

Защитить производителя

Проблему усугубляет и то обстоятельство, что закупочные цены на сельхозпродукцию обвалились вдвое. Сегодня денежная доля крестьянина от булки хлеба, литра молока ничтожно мала –  составляет от 16 до 18 процентов. Тогда как на Западе производителю достается до 60 процентов от стоимости товара. Поэтому на передний план выходят вопросы сбыта, производства собственной готовой продукции.

«Рецепты» решения проблемы известны – развитие системы сельскохозяйственной кооперации. Время одиночек безвозвратно уходит. Только объединившись и создав закупочные, производст­венно-перерабатывающие и сбытовые кооперативы, можно решить насущные проблемы, стоящие перед сельчанами.

Как отметила в докладе профессор Московского агроинженерного университета Елена Худякова, проблем здесь немало. В частности, на западе осуществляется мощная господдержка сельских производителей. В странах Евросоюза доля государства в закупочной цене сельхозпродукции составляет от 40 до 60, в Японии – до 90 процентов. У нас же всего 1 процент.

К примеру, только в виде дотаций за каждую произведенную тонну пшеницы европейский крестьянин получает около 80 долларов. Следует также помнить об экспортных субсидиях, которые активно применяются в странах Евросоюза. Так же должны действовать и мы – защищая отечественного производителя, создавая равные условия конкуренции на рынке.

Сегодня правительство РФ более активно начало проводить госзакупки зерна в интервенционный фонд по фиксированным ценам, которые выше рыночных. На период посевной и уборочной кампаний действуют льготные цены на ГСМ. Разработана программа развития и поддержки малого бизнеса, кооперации на селе.

Есть кооператив – нет проблем

Однако процесс кооперирования сельских товаропроизводителей проходит медленно и нелегко. По информации Елены Худяковой, почти в половине регионов страны вообще отсутствуют потребительские, перерабатывающие и сбытовые кооперативы. Тогда как, к примеру, в Евросоюзе через кооперативы сбывается 60, в скандинавских странах – 80, а в Японии – 90 процентов всей сельхозпродукции. В Швеции, Нидерландах, Франции в кооперативах перерабатывается и поставляется на рынок до 60 процентов молочной продукции, овощей и фруктов.

На западе существует четкая специализация: одни кооперативы производят сельхозпродукцию, другие – закупают, третьи – перерабатывают, четвертые – реализуют. И у крестьянина не болит голова о том, куда, кому и по какой цене сбыть свою продукцию.

Поэтому на современном этапе одним из важнейших направлений аграрной политики страны является создание кооперативов, их всесторонняя поддержка со стороны государства и органов местного самоуправления. Целью программы является увеличение объемов продукции, повышение деловой активности, решение проблем занятости и доходов населения, рост налогооблагаемой базы.

Создание прибыльного сельского хозяйства – это единственный путь к экономическому процветанию России. Ведь не секрет, что 1 рабочее место в АПК обеспечивает 5 – 6 рабочих мест в других отраслях экономики.

Участники совещания обсудили концепцию развития сельскохозяйственной потребительской и кредитной кооперации, обменялись мнениями, опытом и проблемами. В частности, председатель сельского кредитного кооператива «Степь» Колышлейского района Михаил Чиченков рассказал о том, что сегодня кооператив объединил 60 владельцев ЛПХ и КФХ, ежегодно выдает своим членам до 5 млн. рублей займов.

Глава администрации Плющеевского сельсовета Колышлейского района Виктор Кузнецов поделился опытом создания потребительского кооператива из числа безработных, которые, получив по линии центра занятости по 58,8 тыс. рублей, образовали паевой фонд, закупили оборудование и начали заниматься производством хлебобулочных изделий.

Представитель Пензенского филиала ОАО «Россельхозбанк» Иван Палаткин рассказал о программах кредитования, начальник отдела областного Минсельхоза Андрей Персанов – о мерах господдержки малого предпринимательства и кооперативов на селе.

Думается, что прошедшее совещание даст мощный толчок развитию малых форм хозяйствования и кооперативов в нашей области.

Автор: Владимир РОДЬКИН, фото Дмитрия Гулина / "Пензенская правда" 2 июня 2009, N 41

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное