Вперед, к натуральному хозяйству!

Пензенская областьЛюди, владеющие главным капиталом – землей, не только не зарабатывают на ней, но уже и себя-то прокормить не могут

Как-то, зайдя в сельский магазин, увидела такую картину: бабушка покупала приехавшему из города внучку польские яблоки, турецкие помидоры, а в придачу брала какие-то сомнительные окорочка синего цвета да чипсы.

При этом она рассказывала окружающим:

– Вот, дочь привезла внучка погостить. Видите, какой бледненький? Ну да я уж откормлю! И деньжат припасла, на прошлой неделе свинью сдала…

Я смотрела на этот продуктовый набор, жалела худенького малыша, которому такая забота вряд ли прибавит румянца, и думала: как же мне повезло! 

С раннего детства и до окончания школы родители на лето отправляли меня к бабушке с дедушкой.

Жили они, правда, не в деревне, а в частном секторе Саранска, который городом можно было назвать с большой натяжкой. По улочкам там гуляли куры, многие жители держали коров и свиней. А уж какие сады и огороды были у всех!

Вместе со мной на каникулы съезжались многочисленные двоюродные сестры и братья – всем взрослым хотелось, чтобы дети отдохнули  на свежем воздухе и оздоровились на натуральном питании.

Пензенская областьХотя в те годы ни о каких пестицидах и прочей дряни никто не слыхивал, после пыльных городов и магазинных продуктов было так в кайф сорвать с грядки хрустящий огурчик в пупырышках или мясистый помидор… И не мыть его под краном, а просто потереть о подол сарафана – и в рот!

Дед  когда-то возглавлял колхоз, был очень продвинутым, и соседи прозвали его мест­ным Мичуриным. На его 30 сотках росло, кажется, все. Малину, клубнику, вишню и сливу мы собирали ведрами, яблоки – мешками. При том, что урожаем обеспечивалась вся родня, еще оставались излишки, которые благополучно продавались. И, несмотря на то что совокупная пенсия у дедушки с бабушкой в те годы была около 60 рублей, жили они вполне обеспеченно и умудрялись помогать куче родственников.

А еще у бабушки было творило. Это большое прохладное углубление в сарае, где хранились соленья, варенья, грибочки и моченые яблоки, квашеная капуста и… Всего не перечислишь. В принципе, в магазин мы, ребятня, бегали только за хлебом, все остальное было свое и очень высокого качества. А гостившие из больших городов знакомые шутили, что при таких запасах никакой голод не страшен – можно продержаться не один месяц.

В общем, когда заканчивалось лето, наши родители вместо бледных, худых и болящих  получали цветущих, загорелых, упитанных парным молоком, свежими яйцами и всем набором витаминов и минералов чад.

За эти несколько десятилетий картина сельской жизни сильно изменилась. Цветущие сады с обильным урожаем ушли в небытие.  Большой редкостью стали  стаи гусей, уток, индеек, которыми еще недавно так славилась наша губерния. В деревне порой трудно найти домашний творог и сметану.

Один высокопоставленный чиновник недавно рассказывал, как он по просьбе жены пытался купить деревенских яиц. Забрел на один двор, где колоритная семейная пара с сонным видом щелкала семечки. Нищета, покосившийся забор… На огороде – одни сорняки. На вопрос, почему они не держат кур, мужик (явно с бодуна) мгновенно протрезвел и возмущенно вскинулся: дескать, а ты мне корма дал?

Казалось бы, нонсенс: люди, владеющие главным капиталом – землей, не только не зарабатывают на ней, но уже и себя-то прокормить не могут. С грустью вспомнила друзей из Украины, которые из свинины делали несколько видов колбас – просто пальчики оближешь, вкуснющую тушенку.  А уж сало! И соленое, и копченое, и с приправами и без – в общем, на любой вкус. И подумала: а чем мы хуже?

Дорогие читатели! Если вы занимаетесь переработкой продукции на своем личном подворье, поделитесь своим опытом. Может, ваш пример вдохновит кого-то на создание нового дела или поможет стать успешным уже существующему хозяйству.  Хватит плакаться на бедность, ругать государство  и считать себя обездоленными!

Давайте вспомним уклад наших бабушек и дедушек. Они не получали и не ждали никакой помощи от государства, а жили натуральным хозяйством, растили детей, которых было куча мала. И именно благодаря этому были не в пример здоровее нас. Кстати, мои дожили почти до 90 лет, хотя дед участвовал в трех войнах, не единожды был ранен. И всегда говаривал: «Землица не только кормит, но и силу дает».

И сегодня немало людей, подтверждающих аксиому: «Жить на земле и быть бедным стыдно». О них мы и будем рассказывать в нашей новой рубрике.


Людмила ДавыдоваОвчинка стоит выделки

Ситуация на молочном рынке сегодня плачевная: среди разнообразия молочной продукции иногородних производителей редко встретишь пензенскую марку.

Сельчане, приезжающие из районов торговать молоком на пензенский рынок, стоят небольшой кучкой – каждый день ездить в город дорого, а отдавать свое молоко перекупщикам за бесценок никто не хочет.

Для тех, кто не стал жаловаться и ссылаться на обстоятельства, а организовал переработку молока у себя, буренки стали настоящим «Серебряным копытцем». Конечно, небольшому производству выйти на торговую сеть довольно проблематично – это и затратно, и хлопотно. И все же есть в нашей области энтузиасты, ведущие свои подворья с завидным успехом.

Мини-ферма Людмилы Давыдовой из села Елшанка Лопатинского района впечатляет своим размахом: 32 коровы, 50 свиней, телята, поросята, пасека… Молоко Людмила с мужем Рашидом перерабатывают на творог, сметану, масло, ряженку и сыворотку. Готовая свежая продукция, которая стоит, естественно, дороже сырья, идет нарасхват на лопатинском рынке, в местной больнице, на почте, в администрации. Сыворотку Людмила бесплатно раздает больным.

Кроме этого, молоко отправляется к закупщикам. Как говорит Людмила, по «плачевной» цене – 8 рублей за литр. На рынке этот же литр стоит 20 рублей. В связи с увеличением надоев в ближайшее время закупочная цена может снизиться до 6,5 рубля, как уже произошло в некоторых районах области.

– Если бы не собственные корма, овчинка выделки бы не стоила, – говорит Людмила. – Зерно, которое многие не знают, куда девать, идет на корм скоту, что существенно снижает затраты и себестоимость продукции.

Супруги планируют и дальше увеличивать стадо. Согласитесь, не всякий фермер риск­нет держать такое количество животных. Трудиться приходится от зари и до зари, без выходных и праздников. Но Людмилу и Рашида, коренных сельских жителей, такой жизненный уклад не пугает, они с ним знакомы с детства.

Поэтому, когда местное сельхозпредприятие развалилось, недолго думая, они решили заняться собственным делом. И нисколько об этом не жалеют. Взяли льготный кредит и к своим десяти коровкам закупили еще десяток. С этого все и пошло.

Таких подворий, как у Людмилы Давыдовой, в области немало. Как отмечают специалисты, в Бессоновском районе, по сравнению с другими, фермеры чувствуют себя намного лучше. Главная тому причина – близость к областному центру. Следовательно, выращенную на подворье сельхозпродукцию бессоновцы самостоятельно продают горожанам, обходясь без перекупщиков, и по достойной цене. Поэтому и развивается здесь фермерство завидными темпами.

Автор: Лариса РЕППЕ, фото Владимира Гришина / "Пензенская правда" 2 июня 2009, N 41

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное