В «однушку» – всем аулом

Мигранты в Пензенской областиПомнится, эксперты в условиях финансового кризиса предрекали массовый отток иностранцев из России. Однако развитие ситуации пошло в прямо противоположном направлении. Так, в одной только Пензенской области с января по август 2009 года количество поставленных на миграционный учет иностранцев возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 29,7 процента (в прошлом году прибыли 19 тысяч человек, в этом – 24).

Что характерно, в нынешнем году квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу для нашего региона составила всего 5796. Использована она не полностью. Возникает законный вопрос: а что забыли в Пензенской области остальные 20 тысяч иммигрантов? Отметаем тех, кто приезжает в гости к родственникам, или туристов. Они побыли да уехали. Кто-то хочет остаться в Пензенской области на постоянное место жительства, но работу пока не нашел – грех простительный, ведь без связей и знакомств даже местные не сразу трудо­устраиваются.

Однако есть многочисленная часть иностранцев из ближнего зарубежья, для которых Сурский край – нечто вроде перевалочного пункта. Больших денег за неквалифицированный труд (к нам из Узбекистана или Молдовы ведь не доктора наук приезжают) у нас не платят, поэтому конечная цель этих людей, как правило, стройки Москвы или Санкт-Петербурга.

В чем закавыка?

По действующему законодательству иностранец, прибывающий в Россию, должен в течение трех рабочих дней встать на миграционный учет в органах Федеральной миграционной службы. Он может находиться в России в течение трех месяцев с даты въезда (речь идет только о приезжих из тех стран ближнего зарубежья, с которыми у нас договоренность о безвизовом режиме). Если в данный промежуток времени иностранец переезжает на другую квартиру или в другой город, люди, предоставившие ему жилье (либо работодатели), обязаны уведомлять об этом органы ФМС. По истечении трех месяцев он не имеет права вести трудовую деятельность и обязан покинуть пределы страны.

Понятно, что среднеазиатский или молдавский гастарбайтер едет в Москву или Питер не на прогулку, посему в этот срок он должен получить разрешение на работу, которое действительно в течение одного года. Но предпочтительнее иметь разрешение на временное проживание, дающее право находиться и работать в России в течение трех лет. Кроме того, это первый шаг к получению гражданства.

Получить такой документ в крупном городе сложно. В той же Москве квота на работу для мигрантов в 2009 году составила 300 тысяч, а на временное проживание – всего 1500 (!).

Словом, иностранцев, желающих жить и работать в крупных городах, полно, а легально это сделать могут процентов 10 от общего числа. Остальные ищут лазейки в законах.

Бизнес на нелегалах

По данным правоохранительных органов, существует целая схема легализации мигрантов, превратившаяся в устойчивый бизнес, в котором заняты сотни людей. Выглядит она примерно так.

Практически в любом крупном городе проживают бывшие соотечественники гастарбайтеров, имеющие российское гражданство. Наиболее ушлые из них, сумевшие обзавестись обширными связями, за определенную мзду готовы поддержать «бедных родственников» и помочь им с оформлением разрешения на временное проживание в других местах, где наплыв иностранцев не столь велик и можно уложиться в квоту. Например, в Пензенской области.

Бывший соотечественник связывается с местным посредником, имеющим свой круг хозяев квартир, которые готовы за 500 – 1000 рублей в месяц поставить одного приезжего на миграционный учет. А поскольку действующее законодательство позволяет регистрировать на одной жил­площади сколько угодно народу, можно получить солидную прибавку к семейному бюджету.

Так, в ходе операции, которую сотрудники миграционной службы во взаимодействии с УФСБ по Пензенской области провели в сентябре этого года, были выявлены факты, когда по одному адресу на учете стояло 40(!) иностранцев.

Тем более квартиранты никак не мешают хозяину – они все нелегально в Москве работают. И не боятся, что их могут привлечь к административной ответственности за нарушение паспортно-визового режима. По слухам, приплачивают участковому, чтобы тот закрывал глаза на то, что иностранцы не проживают по месту миграционного учета.

А тем временем посредник помогает им оформлять разрешение на временное проживание. За эту услугу он берет, по неофициальным данным, 30 тысяч рублей. Печально, но даже если факт посредничества будет доказан, закон не предусматривает уголовной ответственности за него. Максимум – штраф.

Характерный пример: жительница Пензы Асия Вяселева за 8 месяцев 2009 года пять раз привлекалась к административной ответственности за незаконную постановку на миграционный учет и была оштрафована в общей сложности на 10500 рублей. Но, видно, игра стоила свеч. Вяселева пошла дальше и организовала фирму, которая работала с представителями диаспор. Десятки нелегалов были зарегистрированы по ее домашнему адресу на улице Тамбовской. По словам иностранцев, с каждого из них предприимчивая дама якобы брала от 500 до 3000 рублей.

Теперь Вяселева как юридическое лицо должна заплатить в доход государства 450 тысяч. Сумма серьезная, и вполне возможно, что женщина впредь подумает: стоит ли нарушать закон?
В Москве квота на работу для мигрантов в 2009 году составила 300 тысяч, а на временное проживание – всего 1500 (!).
послесловие

Кто же виноват?

Иностранцы из СНГ приезжают в Россию с разными целями. Возможно, не всегда с благими. Иногда совершают преступления или сами становятся их жертвами, отчего в народе бытует мнение, что приезжие обостряют криминогенную обстановку в стране.

Но все-таки большинство тянется в Россию в поисках лучшей доли, стараясь зарабатывать честным трудом, чтобы прокормить оставшуюся на родине семью. И многие работодатели положительно отзываются о гастарбайтерах: непьющие, ответственные, на совесть работают даже за небольшую зарплату.

Неуправляемую же миграцию породили существующая криминальная обстановка и дыры в законодательной системе.

Как бороться с этим явлением, если контролировать пребывание иностранца на территории РФ весьма проблематично? Если можно прописываться целым аулом в однокомнатную квартиру? Если местные жители регулярно занимаются незаконной постановкой иностранцев на миграционный учет и отделываются лишь штрафами (от 2000 до 4000 за одного человека)? Если иностранец из СНГ, имеющий право самостоятельно получать разрешение на работу, не всегда ее находит и перемещается в нелегальный сектор (а это неуплата налогов, «серые» зарплаты и т.д.)?

И таких вопросов, на которые предстоит найти ответы в ближайшее время, не один десяток.

Автор: Наталья СИЗОВА, фото Владимира Гришина / "Пензенская правда" 10 ноября 2009, N 87

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное