Уходит эпоха

Лариса РеппеСегодня страна прощается с поистине народным, и по званию, и по статусу, артистом – Олегом Янковским…

Главный режиссер театра «Ленком» Марк Захаров назвал смерть Олега Ивановича убийственным ударом. Театру в последние годы действительно не везет: сначала он лишился одного из ведущих актеров, красы и гордости сцены, Николая Караченцева, который так и не восстановился после автокатастрофы, затем ушел из жизни всеобщий любимец Александр Абдулов. И вот теперь не стало, пожалуй, последнего аристократа духа Олега Янковского.
Он был родом из дворянской семьи, и благородство натуры пробивалось, даже когда он играл гегемонов и алкоголиков.
Его называют лучшим Мюнхаузеном. Не знаю, мне не с чем сравнивать. Но именно благодаря редкому дару Янковского, ироничному прищуру его умных глаз, фильм из просто сказки стал ярчайшей пародией на советскую действительность.
Он был удивительно органичен и убедителен и на театральной сцене, и на съемочной площадке. Не случайно стал лауреатом Государственной премии СССР и дважды – России. Причем как за театральные, так и за кинематографические достижения.
Диапазон сыгранных ролей поражает – его бездонному таланту было подвластно все. Только в кино Олег Иванович сыграл около 80 ролей. И это притом, что в 90-е годы он практически не снимался. Не потому, что был невостребован, а из принципиальных соображений. По его собственному признанию, в кинематограф хлынуло такое количество бездарей и дилетантов, что опускаться до их уровня ему не позволила любовь к профессии. А она была поистине безграничной.
В день смерти актера все ведущие телеканалы перестроили программу передач. Показывали много фильмов – о нем и с ним. И у меня было стойкое ощущение утраты не только великого артиста, но очень близкого и родного человека.  И еще – что уходит целая эпоха.
Мы строили себя по Янковскому, его герои, идеи, разочарования и идеалы были созвучны времени, а значит, отзывались в каждом из нас.
Грустный, мудрый волшебник, который все видит, понимает, но не все может изменить. И у каждого, кто это сознавал, угадывал, легчало на сердце: я не одинок, меня слышат, понимают, а, значит, можно жить, как бы ни было трудно, грустно, а временами – и противно…
Чистая, грустная мелодия «Обыкновенного чуда» звучала в сердце каждый раз, когда приходила любовь или случалось расставание, когда хотелось верить в волшебство и когда не было сил надеяться на лучшее. Вспоминалась сказка, печальные и мудрые глаза Янковского, взгляд которого будто говорил: «Надо жить, надо любить, надо верить».
А потом Мюнхаузен, который настаивал: «Живите, смейтесь над глупостью и… опять же – верьте в чудеса».  
…Почему-то пришла на ум  фраза, что незаменимых людей нет. Какой дурак это придумал? Заменима только серость, а личность такого масштаба – как яркая звезда на небосклоне: погасла – и мир стал тусклее.
Одно утешает: остались фильмы с Олегом Янковским. И это – наше достояние.

Автор: Лариса Реппе, главный редактор / "Пензенская правда" 22 мая 2009, N 38

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное