Тысяча пятачков богословского свиновода

Хозяйство у Кипурова немалое: свиноводческая ферма, на которой сейчас около тысячи свиней, 60 голов КРС, лесопилка… Удивительно, но Николай Иванович говорит, что взяться за дело его заставила нужда.

Каркасы бывших коровников, которые стоят немыми памятниками былому сельскохозяйственному благополучию на всей территории России, для настоящего хозяина — словно нож по сердцу. Ведь эти бывшие телятники, свинарники могли бы давать работу, приносить прибыль владельцам. И за примером далеко ехать не надо — село Богословка Пензенского района. Там нашлись хозяева: в невостребованных ранее коровниках выращивают грибы, в пустовавших помещениях элеватора пекут печенье. Ну а Николай Кипуров начинал заниматься свиноводством, перестроив бывшие совхозные складские помещения…

Нужда

Родом Кипуров из Богословки. Сам всех знает, его все знают. После школы отучился в железнодорожном училище, но работу выбрал на земле. Пока платили исправно, работал слесарем в совхозе «Панкратовский», а с начала 90-х подался в предприниматели. Занимался перевозкой продуктов в Пензенскую область из других областей, был у него и свой магазин. Но в 2000 году работу эту он забросил. Прикупил пустующие помещения, принадлежавшие почившему совхозу. Оборудовал пилораму, а параллельно занялся разведением свиней. Спрашиваем, почему вдруг?

— Ну, как сказать. Нужда заставила! А чем еще можно прожить в сельской местности? Я думаю, только животноводством…

Переделка бывших складских помещений в свинарники заняла немало времени. Но работать Кипурову не привыкать. Сделал и поросят закупать ездил сам. Сколько-то в Пензе на Казачьем рынке купил, сколько-то в ПОАПК. Не породистых — обычных, «пензенской породы». И понемногу стал увеличивать поголовье. Через несколько лет работы хозяйская душа стала требовать расширения. Но выше головы не прыгнешь — свинарник близ пилорамы стал мал. И в начале 2005 года Кипуров, как он сам говорит, «провел расширение бизнеса».

Путь в гору

Николай выкупил на торгах свиноводческий комплекс, располагающийся неподалеку. Конечно, от столь громкого названия не осталось ничего, кроме голых стен. Комплекс представлял собой несколько пустовавших не один год железобетонных коробок, обнесенных покосившимся забором. За время запустения его полностью лишили всего железа. Так что вложения на восстановление потребовались немалые. Только каждый транспортер обошелся ему почти в 100 тысяч рублей. А восстанавливать Николай начал сразу три помещения. Своих денег не хватило, взял в банке миллион рублей под 19 процентов годовых. Тяжелое бремя, но зато денег ему хватило и на ремонт, и на покупку телят и поросят.

За летние месяцы Кипуров привел в порядок мельницу, оборудовал цеха для откорма поросят, содержания свиноматок и КРС. Хозяин с гордостью говорит, что производство у него безотходное. Весь навоз вперемешку с опилками отвозится в специальный бункер. А оттуда его вывозят дачники, да еще и деньги ему за это удобрение платят.

Сейчас на свинарнике у Кипурова горячая пора: каждый день идут опоросы. Но прибывает стадо не только за счет приплода своих свиноматок. Николай продолжает покупать поросят. Готовится к весне, когда вновь возьмется за расширение. Настрой у него серьезный, а такими темпами он лет через пять весь свиноводческий комплекс восстановит. А сколько это будет в виде налоговых отчислений, сколько вновь созданных рабочих мест! Уже сейчас там трудятся десять человек, и своей зарплатой люди вполне довольны.

К специалистам-животноводам Николай относится настороженно. Считает, что лучше хозяина животных никто знать не может, а самый лучший спец тот, кто с детства навоз нюхает. Таких работников он себе и набрал. Есть у него и ветврач, и животновод, да и сам он специалист. В словах его проскальзывает: мол, как по науке сказать — не знаю, и тут же начинает объяснять, как это выглядит на деле…

Финансы

Конечно, сталкивается Кипуров и с проблемами. И первая из них — недостаток финансов. О том, чтобы восстанавливать комплекс полностью своими силами-средствами, речи даже не идет. На дело это уйдет десятилетие, если не больше. А банковские кредиты по ставкам в 19 % — выход плохой. Но путь для себя Кипуров нашел, поэтому и занят сейчас оформлением своего крестьянско-фермерского хозяйства.

Николай уже жалеет о том, что не сделал этого раньше. Ведь тогда бы он получил кредит на льготных условиях: почти всю банковскую ставку оплатил бы бюджет, а с него потребовалось бы лишь вернуть взятые на дело деньги. А теперь вместо того, чтобы купить лишнюю тысячу кирпича для ремонта ферм, он отдает проценты банку.

Объясняет Николай это своей оплошностью, мол, недосчитал тогда, а тут подумал… Честно говоря, сложно в это поверить: хозяин он настоящий, выгоды не увидеть не может. Вероятнее всего, причиной тому — плохая информированность. Просто в момент, когда Кипуров взялся расширяться, не было чиновника, который рассказал бы ему о действующих программах по льготному кредитованию крестьянско-фермерских хозяйств...

У Николая двое детей — есть для кого стараться. А оглядываться назад он не привык и, живя настоящим днем, всегда думает о будущем.

Автор: Дмитрий ГУЛИН, Пензенский район

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное