Творите добро!

Благотворительность может приносить не только моральное удовлетворение, но и материальную выгоду

Сейчас пензенский бизнес, как и российский в целом, вынужден отказывать себе практически во всем – от новогодних корпоративов до канцелярки. В числе прочего резко сокращаются расходы на благотворительные программы. По прогнозам аналитиков, объем корпоративной помощи уменьшится вдвое, а благотворительным фондам придется выживать благодаря собственному предпринимательству.
Между тем пензенские предприниматели только-только начали преобразовывать свои сиюминутные порывы к добрым делам в системную работу в части реализации маркетинговой стратегии компании.
– Кардинально меняется мотивация при оказании благотворительной помощи, – объясняет исполнительный директор фонда «Гражданский союз» Олег Шарипков. – Если раньше представители бизнеса благоволили больше тем, кто сильнее их разжалобит (а это, как правило, более наглые просители, нежели самые нуждающиеся), то сейчас помощь чаще достается тем, кому она необходимее, а предприятие получает свою «прибыль» в виде повышения авторитета и продвижения бизнеса.

«Холодная» помощь
То, что при написании благотворительного проекта, как и при составлении бизнес-плана, надо просчитывать каждую копейку, в полной мере усвоили в ООО «Ледяной дом». В этом году здесь реализовали акцию «Помоги детям». Выглядела она следующим образом. В марте было запущено производство нового мороженого. На упаковке маркетологи указали, что 20 копеек с каждой порции направляется на нужды ГУЗ «Специализированный дом ребенка» (Кузнецк).
– Через месяц продажи этого вида продукции превысили раскрученные марки на 30 процентов, – заявляет коммерческий директор предприятия Динара Денишева. – Мы решили сделать акцию бессрочной.
По состоянию на сегодня адресат получил финансовую помощь на 120 тысяч рублей. В третьем квартале 2008 года передано так необходимое водопроводное оборудование, ковер, прогулочные коляски.
Эта уникальная для Пензы благотворительная программа – наглядный пример популярного в мире социально обусловленного маркетинга. Здесь четко выражена этическая позиция компании, и она помогает увеличивать продажи, что особенно сейчас имеет бесспорную важность для любого производителя.
Другие крупные компании сообща участвуют в более тривиальных для области долгосрочных системных проектах, но оттого не менее значимых. Например, акция «Наш день рождения». Ее суть заключается в следующем: предприниматели делают подарки родителям, чьи дети рождаются в день создания бизнеса. Губернский банк «Тарханы», ГК «Мегаполис», ОАО «Фармация», Пензенский бизнес-клуб, «Пласт-окно» уже в течение нескольких лет реализуют этот проект.

Частное участие
Вряд ли перечисленные гиганты местного бизнеса свернут свои проекты сейчас, но глупо осуждать их коллег по цеху, которые будут вынуждены так поступить. Олег Шарипков прогнозирует, что благотворительные программы ценой более 300 тысяч рублей немилосердно порежут. Сохранится, разумеется, и благотворительность «в режиме пожарной команды». Это когда перед очередным праздником под влиянием, как правило, стереотипов предприниматели норовят вручить каким-нибудь несчастным деткам очередные литры лимонада, которые санитарные врачи согласно государственным саннормам все равно изымут, потому что от него пучит и вообще детдомовцам пить его не положено.
Для неокрепшей пензенской благотворительности свертывание любых долгосрочных программ критично, поскольку она полностью зависит от лояльности юридических лиц. Судите сами: согласно данным ВЦИОМ, только половина граждан России когда-либо жертвовали деньги. В США же 9 из 10 американских семей регулярно совершают пожертвования. Но, как ни парадоксально, благотворительная активность именно частников, пусть и под крылом различных фондов, менее подвержена кризисным явлениям, чем корпоративное милосердие.
Под эгидой фонда «Гражданский союз» уже не первый год действует программа «Родник надежды», направленная на улучшение условий пребывания маленьких пациентов в областном онкодиспансере. Исключительно силами волонтеров в больнице три раза в месяц проводятся занятия по рисованию, музыке, лепке. Причем совместным трудом им удается даже зарабатывать на нужды отделения. Например, под началом преподавателей-добровольцев больные ребята нарисовали чудесные новогодние открытки. Нашелся и желающий безвозмездно их напечатать.
В прошлом году с их реализации удалось привлечь 80 тысяч рублей. В этом году планируется заработать сопоставимую сумму.

Бизнес в благотворительности
Безусловной составляющей этого успеха является фонд – некоммерческая организация, которая в состоянии направить в нужное русло усилия волонтеров. Но опять-таки без систематических денежных вливаний из бизнеса общественным объединениям выживать крайне трудно. Средства необходимы на аренду помещений, зарплату сотрудников. Чтобы разорвать замкнутый круг, чтобы не просто существовать, а эффективно работать, так называемый четвертый сектор экономики будет вынужден в нынешних обстоятельствах активизировать еще одно направление – социальное предпринимательство.
– На практике это означает оказание со стороны НКО платных услуг, если это не противоречит уставу, – поясняет Шарипков. – Например, ассоциация по защите прав потребителей сможет давать платные консультации. Учитывая сомнительное качество многих товаров, без работы она не останется.
Выживать фонды смогут, если разделят свою деятельность на благотворительную и предпринимательскую. Что мешает многодетным матерям, например, безвозмездно помогать действительно нуждающимся и брать с имущих деньги за тот же мелкий ремонт одежды и услуги нянь?
Похоже, что сейчас оформившаяся в нечто системное и более-менее понятное социальная ответственность пензенского общества проходит «очищение» кризисом. Среди благотворительных проектов местного бизнеса, равно как и среди общественных организаций, останутся самые эффективные, а те, кто существует для галочки, благополучно скончаются.


Статистика

Благотворительные поступления в России

Частные лица — 16 %
Юридические лица — 74%
Иностранные граждане — 10%

Благотворительные поступления в США

Частные лица — 24%
Другие источники — 76%

ОлесяОлеся просит о помощи
ОФСПН «Святое дело» проводит акцию в поддержку восьмилетней Олеси Журловой из Малой Сердобы, которой требуются деньги для поездки в Москву, в НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко.
Олеся ежеминутно рискует жизнью, потому что вместо височной кости у нее всего лишь лоскут кожи.
Обыкновенная ангина обернулась для девочки менингитом, а он в свою очередь – множественными абсцессами, или гнойниками, мозгового вещества. У Олеси была парализована половина тела, она не разговаривала. К счастью, московские хирурги вытащили ребенка с того света. И все функции организма сейчас уже восстановились. Но на место утраченной височной кости необходимо поставить титановую пластинку.
Это стоит 150 тысяч рублей. К сожалению, у родителей нет таких денег. 
Телефон ОФСПН 54-65-07.


Святое дело

Пензенские предприниматели наконец-то поняли, что главное в жизни – не деньги

Бизнес и милосердие на первый взгляд вещи не сочетаемые. Но только  на первый. И об этом, как никто другой, знают Любовь Шубенкина и Игорь Белотелов, руководители Пензенского областного фонда социальной поддержки населения «Святое дело».
Уже больше десяти лет фонд помогает жителям Пензенской области, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в первую очередь – детям с тяжелыми заболеваниями. Средства, которые аккумулирует фонд, – это в том числе и пожертвования бизнесменов.
– Любовь Константиновна, любопытно: а какую самую большую сумму пожертвовали вашему  фонду пензенские бизнесмены?  
– Честно говоря, мы не ведем такой статистики. Но из того, что зацепило… Помню, к нам пришел предприниматель, отказавшийся представиться, и дал на лечение больного ребенка 50 тысяч рублей. (Кстати, интересно: жертвуют чаще женщины, но крупные суммы – мужчины.) Мы не выдержали, спросили его: «Почему вы откликнулись?». Он только улыбнулся… А вот некая зареченская фирма переводит нам по 10 тысяч рублей, но каждый раз, когда бы мы ни обращались.
Что же касается самого большого взноса за всю историю, то это было 400 тысяч рублей, его перечислил бизнесмен из Москвы. Деньги пошли на лечение 16-летнего подростка из Колышлея, о котором «Пензенская правда» тоже рассказывала*. У него был рак крови. На пересадку стволовых клеток в Израиле удалось собрать невиданную сумму – 3 млн. рублей. К сожалению, он умер. Хотя операция прошла в целом успешно, возникли осложнения. В европейской практике это был, если не ошибаюсь, четвертый или пятый случай подобного неожиданного течения заболевания.
В этой семье все необычно. Во-первых, родители боролись вместе. (В 99 процентах случаев в таких семьях нет отцов.) Во-вторых, через несколько месяцев после кончины  старшего сына его глубоко верующая мама родила еще одного ребенка…    
– За десять лет бизнес стал более социально ответственным?  
– Однозначно да. Вообще, многое за это время изменилось. Когда мы только начинали, к нам обращались жители области, которым реально не хватало на хлеб. Сегодня, слава богу, этого нет. 
Помните 90-е годы? На огромных просторах страны возникали и лопались, как мыльные пузыри, различные фонды. Аферисты и проходимцы, собрав пожертвования граждан на благие дела, исчезали в неизвестном направлении. И первоначальное недоверие людей к нам было хотя и очень обидно, но вполне понятно.
Помню, мы целый год(!) вели переговоры с одним из крупных торговых центров Пензы, чтобы повесить у входа копилочку, куда бы покупатели могли бросить денежку. Теперь все стало гораздо быстрее и проще. Во-первых, нас уже знают. Во-вторых, за десять лет бизнесмены стали старше, а с возрастом приходят мудрость и переоценка ценностей. Людям уже не надо доказывать, что если твоя помощь спасла или облегчила жизнь хотя бы одному ребенку, ты не зря пришел в этот мир… Поэтому по всей Пензенской области у нас уже «работают» 300 копилок. 
Кстати, когда мы задумывали их, предполагали, что человек будет бросать туда медные монетки – сдачу с 10 рублей после покупки хлеба. Но с самого начала монетки «не пошли». Самая «твердая валюта» тогда и теперь – это бумажные «десятки». Хотя изредка попадаются и тысячные купюры, и даже купюры по 100 долларов. 
Мне кажется, что люди независимо от своего социального положения проявляют доброту. Кто в большей степени достоин уважения? 85-летняя бабушка, которая полдня добиралась к нам в головной офис, чтобы дрожащими в узлах вен руками вынуть из затертого кошелька сэкономленные от пенсии 100 рублей и отдать их «для Ванечки» или «для Олечки»? Или когда один известный в городе человек, баллотировавшийся на высокий пост в администрации Пензы, передал 100 тысяч рублей на операцию ребенку, заболевшему раком? А у семьи – край, деньги, которых нет, нужны срочно. И, получив конверт, мать бросилась перед бизнесменом на колени и стала целовать ему ноги. И, плача, говорить, что уже собиралась открыть ночью газовые вентили, чтобы разом прекратить мучения свои и несчастного ребенка.
– Скольким людям удалось за это время помочь?
– Примерно 10 тысячам жителей Пензенской области. Что касается именных акций, когда мы собираем пожертвования в пользу конкретного ребенка, то их было больше 50. К сожалению, три ребенка умерли, один – от рака мозга, двое – от рака крови. 
Знаете, работая здесь, становишься философом. Помню, мы отказали одному взрослому мужчине в помощи, поскольку у нас не собес, и он… подал на нас в суд.
А разве это не явление высшего порядка, когда мамы после удачного лечения возвращают  деньги, которые у них остались? Понимаете, им с ребенком снова через месяц ехать в Москву или Питер на консультацию, а это расходы, и немаленькие. Но у них и в мыслях нет посягнуть на остатки суммы, выданной «на операцию».
Бизнесмены такие же люди, как и все. И они тоже чувствуют чужую беду. Потому что понимают: мы живем в одной стране, отгородиться от горя ближнего высоким забором не получится. Поэтому, я уверена, благотворительность рано или поздно станет такой же естественной потребностью, привычкой, как, скажем, утром почистить зубы.

 *По договору с родителями после прекращения акции фонд не имеет права называть имя ребенка.

Автор: Марьям Енгалычева, фото Владимира Гришина / “Пензенская правда” 19 декабря 2008, N 101

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное