Транспортный узел? Развяжем!

Ученые автодорожного института при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства помогут навсегда избавиться от автомобильных пробок на дорогах областного центра

«Наши люди в булочную на такси не ездят!». Помните эту фразу из знаменитой советской комедии «Бриллиантовая рука»?
Сорок лет назад такое расточительство было делом неслыханным. И предосудительным. А сегодня пензенцы нередко нанимают такси для поездок в крупные торговые центры, дабы доставить домой продукты на всю неделю. Ну а выезды в магазины на личном транспорте – это уже обыденность.
Алексей Власов– Современные исследования дают характерную картину, – говорит доцент кафедры безопасности дорожного движения автодорожного института Алексей Власов. – Количество зарегистрированных в Пензе транспортных средств увеличилось за последние пять лет на 30 процентов, а интенсивность движения при этом возросла в три раза. Горожане стали активно использовать машины для поездок в магазины, кино и театр, на спортивные тренировки, за детьми в садик и школу, а главное – на работу. Улицы Пензы в часы пик заполняются транспортом почти под завязку.
Именно в это время в областном центре возникают автомобильные пробки. Пока в центре – на улицах Суворова, Пушкина, Ставского, Володарского, Урицкого, Кирова, на проспекте у памятника Победы. Здесь можно простоять в автомобильной толчее пять минут и более. Вроде бы не так много. Но если уже сегодня не предпринять действенных мер, то через три-четыре года заторы на дорогах станут для Пензы настоящим бедствием. И это не предположение журналиста, а научный расчет.

Дорогу трудяге-автобусу!

– Мы в точности повторяем путь Западной Европы в эволюции транспортной проблемы, – говорит Алексей Власов. – Сегодня в Пензе на одну тысячу жителей приходится 230 автомобилей. Такой показатель был характерен для европейских стран в 60 – 70-е годы прошлого века. В тот период у них, как сегодня и у нас, наблюдался кризис общественного транспорта большой вместимости при бурном росте личного. На дорогах возникали заторы, резко подскочила аварийность. Избавиться от этих бед пытались путем расширения городских дорог, строительства развязок и мостов (так происходит и в Пензе), возведения многоэтажных стоянок. Однако на практике эти меры только стимулировали людей приобретать все больше и больше автомобилей. Круг замыкался.
И в 1974 году Западная Европа пришла к мнению, что уповать только на дорожное строительство нельзя. И в 1978 году в Стокгольме прошла первая международная конференция по развитию общественного транспорта. Ему был отдан приоритет. В европейских городах появились специальные автобусные полосы, а сами автобусы стали более комфортабельными и скоростными. Наконец, там предприняли целый комплекс мер в организации движения. В частности, ограничили число городских платных стоянок и мест парковки на улицах. И теперь 80 процентов населения добираются на работу на общественном транспорте, и только 20 – на личном. Дороги освободились от заторов.
Бесспорный аргумент в пользу общественного транспорта – уровень профессионализма водителей. Он неизмеримо выше у профессионалов, нежели у автолюбителей. Сравните сами: первые накручивают за день в Пензе по 200 – 300 км, а вторые – 40 – 50. Разница есть, не правда ли? Вполне естественно, что показатель аварийности на общественном транспорте несравненно ниже, чем на личном.
– Поэтому можно только приветствовать усилия администрации Пензы по сохранению и развитию муниципального парка автобусов и троллейбусов, частных маршрутных такси, – говорит Алексей Власов. – За ними – будущее.

Наука в помощь

Автор рисунка Михаил Марченко (www.caricature.ru)Япония, Канада и Велико­британия пошли еще дальше. В тот период, когда в этих странах автомобилями обзавелись каждые 250–270 жителей из тысячи, тамошних градостроителей осенила здравая мысль. Они обратились к научному подходу в организации дорожного движения.
Западные разработчики продвинулись в этом направлении так далеко, что нам вряд ли стоит изобретать велосипед. Не так давно ученые из автодорожного института при Ростовском государственном университете приобрели у одной из известных испанских фирм компьютерную программу моделирования работы транспортной системы города. С помощью искусственного интеллекта они нашли ее оптимальный вариант. Если проще, то программа подсказала, где необходимо ввести одностороннее движение, какие улицы сделать главными или второстепенными, на каких перекрестках изменить режим светофорного регулирования и прочее. В результате увеличилась пропускная способность уже имеющихся улиц города и наметилось сокращение количества ДТП. Эффект был настолько впечатляющим, что мэр Ростова даже издал особое постановление, которым запретил проводить какие бы то ни было градостроительные мероприятия без компьютерного моделирования. К слову, сегодня, имея положительный опыт, ростовчане готовят соответствующую разработку для олимпийского Сочи.
– Мы же в Пензе действуем практически вслепую, – говорит Алексей Власов. – Строим в цент­ре многоэтажные жилые дома, новый мост на Суре. А как это скажется на транспортной системе города, не перегрузим ли мы его улицы автомобильными потоками? Кто знает? Так вот, с помощью этой чудо-программы можно будет не только заранее все просчитать, но даже и во­очию увидеть. Ибо она позволяет вывести на экран компьютера наглядную картинку. Смотри и делай выводы!
Но и это не все. Эта же программа позволит приступить к внедрению систем автоматизированного управления дорожным движением в Пензе. Останется только оборудовать перекрестки современными датчиками, которые будут пе-редавать на компьютер данные в режиме реального времени. А он будет управлять работой светофоров.
– Немаловажно, что испанские разработчики предоставляют вузам 80-процентную скидку при приобретении программного продукта, – говорит Алексей Власов. – И хотя  общие расходы на создание центра мониторинга и моделирования дорожного движения составляют более 14 млн. рублей, но совместными усилиями города и области эти средства всегда можно изыскать.

Время не ждет

Научный подход к решению транспортной проблемы Пензы необходим. К этому подталкивает нас сама жизнь. К слову, и федеральная власть серьезно вознамерилась сдвинуть дело с мертвой точки. С прошлого года начала дейст-вовать федеральная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах». Ее цель – сократить за этот период число ДТП по отношению к 2004 году в 1,5 раза, а также снизить количество ДТП с пострадавшими на 10 процентов.
Сделать это будет непросто. Ведь в том же документе указывается, что «существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городах фактически соответствует уровню 60–100 автомобилей на 1 тыс. жителей, в то время как современный уровень уже превысил 200 автомобилей на 1 тыс. жителей». Но наука способна творить чудеса. Что и доказывают сегодня всем ростовские дорожники.
Дело за пензенцами.

В европейских городах 80 процентов населения добираются на работу на общественном транспорте, и только 20 – на личном. 
И дороги свободны от заторов!

Автор: Евгений ШИЛОВ, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке