Стихийная стройка

Стихийная стройкаУже несколько лет на выезде из Пензы в районе Кривозерья глаза автомобилистам мозолит недостроенное двухэтажное здание из белого кирпича, которое местные жители отчего-то прозвали «конюшней».

Десять лет назад на этом месте располагался обычный торговый ларек. Арендатором небольшого земельного участка  в 24 квадратных метра под этим «мини-маркетом» являлся предприниматель Гаспар Бабоян.

Через год в аренде у него находилось уже 140 квадратных метров земли. А вскоре, согласно новому постановлению тогдашнего мэра Пензы Александ­ра Калашникова, размер предоставленного Бабояну участка увеличился до 1125 квадратных метров. На месте отживавшего свой век киоска предприниматель планировал построить гостиничный комплекс, включающий в себя станцию техобслуживания, пару магазинов, сауну, кафе и т.д.

Договор аренды изначально был заключен на три года – достаточный срок для того, чтобы воплотить задуманное в жизнь. Мы решили узнать, что же мешает сегодня преуспевающему бизнесмену  закончить возведение своего кемпинга?

На каждого чиновника по проекту

– Вот смотри, – Гаспар Бабоян выкладывает на стол несколько пухлых папок. – Здесь вся документация по нашим объектам – эскизные проекты, согласования, постановления.

Смотрю документы: вроде бы все в порядке – печати, подписи руководящих чиновников. Стоп! А зачем так много архитектурных проектов мотеля?

– Сколько начальников управления архитектуры и градостроительства сменилось, столько и проектов пришлось делать, – сетует Бабоян. – Один утверждает, другой бракует. Последнее эскизное решение, уже четвертое по счету, было подписано только в августе этого года.

Мотель на окраине Пензы далеко не единственный объект, заказчиком которого выступил Бабоян. Об этом говорят надписи на папках с документами: улица Кирова, улица Володарского, Фонтанная площадь. Интересно, как ему удается заполучать земельные участки в столь лакомых местах города? Лично он ничего странного в этом не видит:

– В свое время в администрации города  буквально уговаривали  брать землю под строительство магазинов и торговых центров. Никаких аукционов тогда еще не проводилось. Мне, например, предлагали отличный участок на улице Пушкина, я отказался. Сейчас же он стоит 50 миллионов рублей.

Аренда земли – дело вторичное

Арендовать участок, утвердить проект здания, пройти согласования в надзорных организациях – это лишь полдела. Главное – получить разрешение на строительство, подписанное мэром Пензы. А его-то у Гаспара Бабояна и нет. Ни на строительство мотеля в Кривозерье, ни на развлекательный комплекс возле фонтана, где предприниматель арендует земельный участок уже пять лет.

Без такого документа, по идее, не то что строить, колышки в землю вбивать нельзя.  Но у нас нередко стройки затевают без соответствующего разрешения, надеясь узаконить их пост-фактум. Ни одного значимого прецедента, когда бы возведенное здание снесли, еще не было.

quot;Теремокquot; на ул. Кирова… А «Теремок»-то устоял

А вот об истории со строительством здания на улице Кирова рядом с детской библиотекой, закончившимся скандалом, стоит упомянуть отдельно. Господин Бабоян утверждает, что его вызвали в отдел потребительского рынка мэрии и продемонстрировали жалобы жителей близлежащих к библиотеке домов на отсутствие в микрорайоне  продуктового магазина. Дескать, стройте, Гаспар Симонович, вам и карты в руки.

Вот так и выросло прямо перед окнами жилого дома «архитектурное чудо» с флигелем, занявшим еще и часть тротуара. После этого в администрацию полетели жалобы совсем иного толка.

В итоге все закончилось тем, что инспекция Госархстройнадзора оштрафовала бизнесмена на 500 рублей за самовольное строительство. Звучали предложения снести «теремок у дороги», но пойти на крайние меры никто так и не решился. Объект устоял, только теперь вместо магазина там располагается коммерческий банк. А люди, живущие за стеной Бабояновского теремка, уже который год не видят солнца…

Владимир Емельянов, главный специалист управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации Пензы: «Господину Бабояну, прежде чем затевать строительство, нужно было подумать о получении разрешения, как того требует Градостроительный кодекс. За самовольную стройку его уже не раз штрафовали.

Есть такое понятие, как градостроительный план земельного участка, определяющий предельные размеры, допустимые для размещения объекта. У Бабояна с одной стороны – дорога, с другой – высоковольтная линия. То, что он начал строить, может и не вписаться в план. Для того, чтобы узаконить строительство, предприниматель может обратиться в суд, который и решит, что с ним делать. Либо продолжать строительство, либо сносить здание. Пока на руках Бабояна имеется лишь свидетельство права собственности на незавершенное строительство, а не на готовый объект».

мнение

Мария Богданова, начальник КУМИ: «Вопрос о том, законно или незаконно ведется строительство, не в нашей компетенции. Нас больше интересует, вовремя ли арендатор вносит плату за пользование этим участком. А если мы, допустим, разорвем сейчас с ним договор, эта земля не будет приносить бюджету ни копейки».

От автора: В марте 2008 года срок действия договора аренды с Гаспаром Бабояном был продлен еще на год. По условиям дополнительного соглашения сумма арендной платы за земельный участок на улице 40 лет Октября была увеличена с 94 тысячи рублей в год до 158 тысяч.

Нужен показательный снос!

Шесть лет назад Генпрокуратура проводила проверку на предмет соблюдения законодательства в строительной сфере. И пришла к неутешительному выводу: треть строений в Пензе возведена либо незаконно, либо с нарушениями. Правда, ни одного сноса за этим не последовало. А ничтожные штрафы предприниматели воспринимали как укус комара.

Позже этот же вопрос рассматривался  на коллегии уже областной прокуратуры. И Валерий Кошлевский посетовал: дескать, надо бы подогнать бульдозер и снести хоть одно незаконное строение в назидание другим.

Впрочем, принять решение о сносе может только суд. Так вот, по свидетельству судебных приставов, в их практике были сносы только нескольких гаражей да ванной комнаты.  Получается, что законы у нас писаны для рядовых граждан, а вот на предпринимателей у судов рука не поднимается. 

Между тем, такая радикальная практика борьбы с незаконными строениями существует во многих регионах. Например, в Нижнем Новгороде из 460 незаконно возведенных объектов 12 снесено по решению суда. Еще 10 демонтировали сами предприниматели в добровольном порядке. Всего же сносу подлежит 152 строения, на которые нет исходно-строительной документации. Руководство города считает, что к каждому конкретному случаю нужно подходить индивидуально, но порядок в городе должен быть однозначно.

Что касается показательного сноса, с нашим прокурором солидарна мэр Житомира Вера Шелудченко:

– Когда мы снесем две таких постройки, то все поймут, что без разрешения строить нельзя. Если нужно купить бульдозер – купим. Если нужна охрана за счет городских средств – мы это сделаем.

В Екатеринбурге за год Госархстройнадзор добился сноса 52 объектов незаконного строительства. Причем это не гаражи доживающих свой век пенсионеров, а пивные ларьки, рестораны и даже жилые дома.

Позиция власти должна быть простой, понятной и основанной на законе: есть документы – пожалуйста, стройте! Нет документов – строить нельзя!

А у нас многие живут по прин­ципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».  Поэтому вместо сноса незаконных построек – скромные штрафы в 500 рублей! Поэтому вместо современного города – деревня Кривозеровка…

Автор: Павел РОМАНОВ / “Пензенская правда” 2 декабря 2008, N 96

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное