Служба судей и опасна и трудна

«Встать! Суд идет!» Сколько раз за полувековую историю Ленинского районного суда города Пензы в залах судебного заседания звучала эта категорично-торжественная фраза! Сегодня служители Фемиды этого района отмечают свой день рождения.

 

Тысячи гражданских, уголовных и административных дел рассматриваются здесь ежегодно. Так было и в 60-х, когда суд размещался в здании по улице Белинского, 2, вместе с областным судом, прокуратурой, коллегией адвокатов и нотариальной конторой, а затем переехал на улицу Московскую. Так было и в начале 70-х, когда Ленинский суд обосновался в новом четырехэтажном здании по улице Суворова, 217, где находится и по сей день.

Сейчас в суде работают 13 человек. Шестеро из них рассматривают уголовные дела, остальные – гражданские. С введением в 2000 году Института мировой юстиции территорию Ленинского района поделили на пять участков, на которые были назначены мировые судьи. Благодаря этому удалось в значительной степени разгрузить судей районного звена, повысить эффективность их деятельности, снизить служебную нагрузку и сократить количество дел, рассматриваемых с нарушением сроков. Из года в год судебный участок № 5 Ленинского района отличался самой большой нагрузкой в области и в несколько раз превышал показатели мировых судей других районов. Связано это с тем, что на его территории расположен военный комиссариат. В суд постоянно обращаются бывшие военнослужащие, недовольные размером своих пенсий и их индексацией. Кстати, в основном их исковые требования обоснованы, поэтому они часто выигрывают суды.

Правильно разобраться в различных ситуациях, вынести единственно верное решение—задача для судьи не из легких. Она требует и высокого профессионализма, и огромных эмоциональных затрат. Даже если решение суда будет справедливым, строго в соответствии с законом, все равно другая, проигравшая сторона останется неудовлетворенной и будет считать такое решение предвзятым. Случается, что это недовольство выливается в угрозу для жизни.

–        Несколько лет назад у нас рассматривалось дело, по которому фигурантами проходили цыгане – брат и сестра, – рассказывает заместитель председателя Ленинского районного суда Вячеслав Сарвилин. – После оглашения приговора многочисленные родственники осужденных, недовольные большим, как они считали, сроком наказания, устроили в суде настоящий дебош. Народных заседателей и судью пришлось выводить из здания и сопровождать до дома под охраной приставов.

В Ленинском суде работают высокопрофессиональные судьи. Об этом свидетельствует и качество работы (оно значительно выше среднеобластного уровня), и карьерный рост работников. За последние шесть лет пятеро судей из Ленинского района ушли на повышение в областной суд. Судебные ошибки в практике Ленинского суда встречаются редко. А если такое и происходит, то их стараются как можно скорее исправить. Был ряд случаев, когда судьи районного звена отменяли обвинительные приговоры мировых судей и оправдывали осужденного.

Специфика расположения Ленинского района такова, что мировые судьи и судьи районного звена рассматривают большое количество дел, представляющих общественный интерес и социальную значимость. Здесь находится правительство области, городская администрация и городская Дума, избирком и множество различных министерств и ведомств. Судьи рассматривают дела, которых в других районах просто не существует. Например, определяют законность каких-то нормативных актов.

–        Недавно мы рассмотрели иск предпринимателя Тоцкого к военно-страховой компании, – вспоминает председатель Ленинского районного суда Светлана Ковтун. – Наверное, все помнят, как в прошлом году сгорел принадлежащий Тоцкому ночной клуб «Цеппелин». Заведение было застраховано на 39,9 миллиона рублей. Когда после пожара нужно было определить размер ущерба, Тоцкий и военно-страховая компания договорились, что экспертизу проведет Пензенская строительная академия. Эксперты оценили ущерб в 23 миллиона рублей. Военно-страховая компания с оценкой не согласилась и обратилась к экспертам из столицы. Москвичи установили гораздо меньшую сумму ущерба – 8 миллионов. В итоге предприниматель был вынужден обратиться за защитой своих прав в Ленинский суд. Независимая экспертиза показала, что реальный ущерб составил около 23 миллионов рублей, то есть правильным было решение экспертов из строительной академии. С военно-страховой компании была взыскана именно эта сумма. Правда, не в пользу Тоцкого, а в пользу банка, в свое время выдавшего кредит на строительство «Цеппелина».

     По словам Светланы Ковтун, когда в 1999 году она вступила в должность председателя Ленинского районного суда, материально-техническое оснащение в судебной системе оставляло желать лучшего. Но со временем ситуация значительно переменилась. Сегодня Ленинский суд оснащен компьютерами и другой оргтехникой. Создана внутренняя компьютерная локальная сеть и мини-АТС. Исчерпана проблема с помещениями. То есть созданы все условия для работы правосудия.

Автор: Наталья Сизова

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное