Седьмой храм

Церковь в Малосердобинском районе Пензенской областиСлова из книги краеведа о том, что в Мало­сердобинском районе построено шесть храмов и должен появиться седьмой, перевернули его жизнь

Древние мудрецы считали, что все в жизни человека предопределено. И каждый от рождения имеет свое предназначение. Не сумеешь его понять, изменишь призванию – и жизнь может пойти наперекосяк. 
С детства в его сознании жило понимание, что он должен чему-то служить. Еще не имея жизненной мудрости, подростком, Андрей до хрипоты доказывал случайному попутчику в поезде, что настоящий мужчина должен именно служить – Родине, женщине, любимому делу.
А что для мальчишек чаще всего ассоциируется с этим словом? Конечно же, карьера военного. Видя склонности сына, родители отправили его в Суворовское училище. Далее он поступил в Сызранское вертолетное училище, но из-за болезни не смог его окончить (случайность?). С того момента у молодого человека начался период «поиска себя»: разные города, занятия, увлечения.
Детство Андрея прошло в Тольятти, но родным для него был и Пензенский край. Каждое лето он приезжал к бабушке в Малую Сердобу – зажигал с местными мальчишками. Здесь познакомился и со своей будущей женой Ириной.
Вылетев из родительского гнезда, решил переехать в Пензу насовсем. 
– Город на Суре, – считает он, – особенный. Здесь сохраняется исторический облик, присутствует какая-то особая, старинная энергетика. Ощущение такое, будто на полном ходу  кто-то прикасается к тебе и говорит: «Остановись, посмотри, подумай».

К Богу
Каждый человек приходит к Богу своим путем. Взрослому бывает гораздо труднее распознать Божий призыв, который нередко выражается в муках совести, недовольстве собственной жизнью, внутренних метаниях.
В семье Андрея к религии относились достаточно прохладно. Сам он крестился, будучи уже взрослым человеком.
 Обосновавшись в Пензе, он учился, работал, налаживал собственное дело, но при этом какая-то сила непреодолимо тянула его в храм. И самые яркие события в жизни – венчание с Ириной, крещение первенца – тоже были связаны с церковью.
Впервые Андрей ясно осознал свое желание стать священником, когда однажды во время утренней службы стоял и думал, почему надо всегда что-то выбирать? Вот, например, как поступить сейчас: достоять службу до конца и опоздать на работу или… Взгляд задержался на священнике: «Вот кому везет! –  подумал он тогда. – Человек может постоянно находиться в храме».
Шли годы, стремление стать служителем церкви становилось все более очевидным.
– Наверное, не просто так меня в юности привлекала карьера военного, – рассуждает отец Андрей. – В профессиях военного и священника много общего: они не работают, а служат; дают присягу и должны быть ей верны;  должны обладать такими качествами, как послушание, жертвенность, мужество, дисциплина. 
В 2001 году Андрея рукоположили. Жена приняла это как данность. Иначе и быть не могло, ведь только в неудачных семьях желания и стремления одного супруга остаются незамеченными  другим. Андрей всегда гордился тем, что они с Ириной мыслят в одном направлении.

На родину предков
Поначалу Андрей служил в Покровском соборе Пензы, а через несколько лет последовало назначение сначала в село Ива Нижнеломовского района, а потом на историческую родину – в Малую Сердобу. Природа пензенских сел и деревень очаровывает, но глубинка есть глубинка.
– Не скучаете по городу? – интересуюсь я.
– Нет, – улыбается отец Андрей. – Сейчас мне только в страшном сне может присниться возвращение в мегаполис. Здесь другой ритм жизни, я стал больше времени проводить с семьей – это тоже большой плюс.
Правда, на первых порах молодой семье, в которой к тому времени появился третий ребенок, пришлось нелегко. Что люди знают о профессии священника? Он служит в храме, крестит, венчает, отпевает. Но его работа не ограничивается часами богослужений. Он работает все 24 часа в сутки, всегда и везде, где требуется молитва и духовная помощь. При необходимости (а она возникает постоянно) батюшка становится и хозяйственником, и строителем, и педагогом.
Кроме того, священнику в глубинке чаще приходится выполнять функции психолога. Благодатней всего эта работа идет с женщинами, которые не боятся своих слабостей и идут к батюшке за утешением, советом.
С мужчинами сложнее. То ли воспитание виновато, то ли менталитет, но желание исповедаться у сильного пола возникает редко, чаще в форме «давай с тобой поговорим по душам». А надо не разговаривать, а душу спасать!

Озарение
Когда отец Андрей прибыл служить в село Малая Сердоба, там имелся только молитвенный дом.  Молодого священника это устраивало до тех пор, пока в руки ему не попала книга «Драгунские горы» нашего земляка, писателя и журналиста Михаила Полубоярова.
В душу запали слова: «Шесть храмов было построено на этой земле (село  Малая Сердоба), кто же построит седьмой?». «Я построю!» – пришло вдруг решение или озарение.
Новые церквушки или древние восстановленные храмы в глубинке – это результат титанических усилий священника, местных жителей и властей. Деньги собирают по рублю. Так строили и малосердобинский храм.
Народный совет сошелся на том, что церковь будет деревянной. Все надеялись на выделение лесной делянки где-нибудь поближе. Но пришло предписание брать древесину в Сосновоборском районе.
 Когда отец Андрей приехал на выделенную делянку, то невдалеке заметил… квадратный овраг. В природе таких не бывает, понял он и отправился к местным жителям за  информацией. Выяснилось, что много веков назад на этом месте стоял монастырь. Но самое удивительное заключалось в том, что деревья, которые пошли на строительство малосердобинской церкви (случайность?), были посажены руками монахов…

В 2006 году церковь Святителя Николая была достроена. Она красуется на въезде в райцентр.
Отец Андрей с семьей. Малосердобинский район Пензенской областииз первых уст

О счастье
В этом году отец Андрей принялся за новое строительство – дошла очередь до его собственного дома. Причем земельный участок ему выделили прямо напротив недавно построенной церкви. Опять случайность?
– Нет, как и всегда, промысел Божий, – уверен он.
На прощанье я спросила:
– Вы довольны своей жизнью, или душа просит чего-то большего?
Отец Андрей ненадолго задумался и ответил:
– Я вернулся на землю своих предков и живу здесь со своей семьей. Работаю, строю, помогаю людям и при этом служу Богу. Мне кажется, что большего счастья на земле быть не может!

Автор: Елена СВЕРДЛОВА, фото автора / "Пензенская правда" 22 сентября 2009, N 73

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное