С достоинством матери-королевы

Владимир Высоцкий25 января – день рождения Владимира Высоцкого

В декабре 1981 года я и мой однокурсник Виктор Малязев приехали в Москву с един­ственной целью – встретиться с мамой Высоцкого.
С Казанского вокзала  сразу рванули на Таганку с наивнейшей верой в то, что нас там ждут. Но, видно, в театре по нашим лицам поняли, что с нас спросу никакого (блаженные!), и дали нам заветный адрес: Малая Грузинская улица, дом 28. Совсем рядом с театром!
Подлетаем к дому. Окликает женщина:
– Вы к Нине Максимовне? Скорее бегите, вон она дорогу переходит.
Мы развернулись и наперерез, по сугробам…
– Откуда? Из Пензы? Хотите о Володе расспросить? – мама Высоцкого задумалась на секунду. – Проводите меня до остановки. Я к внукам собралась, хочу им оладушек испечь. Любят они мои оладушки.
Мой товарищ настроил магнитофон на запись, и мы продолжили путь вместе.
Нина Максимовна говорила просто, но с достоинством матери-королевы. Осанка, походка – рядом с таким человеком хотелось подтянуться и соответствовать моменту.
И голос. Ровный, красивый, низковатый. А как смеялась, когда вспоминала что-то веселое о своем сыне!
– Ой, Володя с детства любил рифмовать. Его отец как-то возвращается из командировки. Мы тогда на Первой Мещанской улице жили. Теснота, в прихожей какой-то высокий сундук стоял… Володя к отцу бежит, тот его подхватил, поставил на сундук, а сын ему сходу: «Отец-молодец – прилетел наконец!».
Но вот и остановка. Думаем: ну все, надо прощаться.
Владимир Высоцкий с мамой. 1950 г.– Ребята, вы ведь не ко мне, а к Володе приехали. А на Ваганьковском-то, поди, и не бывали никогда, – вдруг сказала Нина Максимовна.
Мы от растерянности замотали головами.
– А я как раз, перед тем как к внукам ехать, хотела к сыну зайти. По­едем вместе. Тут всего несколько остановок до него.
Она говорила так, будто Высоцкий жив и ждет свою мать и нас, непутевых, где угодно, только не на кладбище.
И вот холм с живыми цветами… С правой стороны, сразу при входе на кладбище. Могила еще без памятника, но самая заметная и  живая на всем погосте. Помогаем прибраться, аккуратнее разложить навал разноцветья.
Тут появилась съемочная группа из Польши. Нас оттеснили, и мы попятились к выходу. Слышим, как Нина Максимовна говорит о своих неотложных семейных делах. Матери Высоцкого предлагают помощь: наш автомобиль к вашим услугам, мол, проводим.
И вдруг знакомый уже голос зовет:
– Ребята, вы где?
И, обращаясь к иностранным журналистам:
– Спасибо, но у меня уже есть провожатые.
Этот голос я никогда не забуду. Голос матери того, кто стал кумиром не одного поколения страны.

Автор: Андрей Двойнин, фото с сайта http://www.kulichki.com/vv

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное