Рогатая история

Наш современник ЗиУ-682Г-016.02Без «рогатиков», как называют троллейбусы многие детишки, уже невозможно представить дороги нашего города.

Неспешно передвигаясь по улицам, они везут пензяков во все районы. И пусть порой доставляют неудобства, когда «теряют» провода и беспомощно встают среди дороги, им это прощают. Ведь троллейбусы – самый доступный и экологически чистый вид общественного транспорта.
Осенью будет 60 лет с момента первого выхода пензен­ских троллейбусов на линию.

Первый!

Во время Великой Отечественной войны в глубоко тыловую Пензу эвакуировали более 50 заводов и предприятий из западных районов СССР. Прямо в чистом поле рабочие монтировали оборудование, начинали гнать необходимую фронту продукцию и одновременно возводили стены. Именно в годы войны наш город стал крупным индустриальным центром. Резко возросла численность населения – до 200 тысяч человек.
Пришла пора решать транспортную проблему, и в 1945 году в Пензе приступили к по­стройке первой очереди троллейбусной линии протяженностью 7 км.
4 ноября 1948 года троллейбусное движение в Пензе было торжественно открыто. В этот день на линию вышли все имевшиеся в наличии городские троллейбусы – аж целых три машины! Они отправились по маршруту Пенза I — мебельная фабрика (впоследствии завод «Эра»).
Кстати, благодаря троллейбусам в Пензе заработал первый асфальтный завод. Ведь автобусы (а их движение открылось еще в 1926 году) могут ездить даже по проселочным дорогам. А для троллейбусов необходимо твердое асфальтовое покрытие.  
И еще. Во время строительства дорог о себе неожиданно напомнили старинные подземные ходы. В полуразрушенные тоннели частенько проваливалось асфальтовое полотно. Именно в это время ходы, увы, и были в большинстве своем засыпаны.

Второй!

Татьяна Стражина 30 лет за рулем троллейбуса5 ноября 1949 года пустили вторую очередь троллейбусной линии, она соединила Пензу I c Заводским районом города. Для преодоления железнодорожных путей в кратчайшие сроки был сооружен виадук – с улицы Пионерской на улицу Ленина. От будущего троллейбусного депо на улице Суворова линия прошла по улицам Дзержинского, Коммунистической, Пионерской, Ленина, Велосипедной (Гагарина) до разворотного кольца у пересечения с улицей Автосвечной (Леонова).
За год троллейбусы пробежали 396 тыс. км и перевезли 5 млн. 404 тыс. пассажиров.
Активное развитие троллейбусной сети шло в 50–80-е годы, но с распадом СССР оно  практически остановилось. В 2007 году, после многолетнего перерыва, работа была возобновлена. 1 декабря открылось движение по продленной  линии маршрута №9 – от бывшей конечной «Улица Долгорукова» до остановки «Улица Клары Цеткин (Кордон-13)».

А дальше?

С развитием цивилизации проблемы экологии выходят на первый план. И потому у электрического транспорта большое будущее.
Оно начинается уже сегодня. Планируется, что в 2008 году троллейбусную линию продлят до южной окраины города – от конечной остановки «Кривозерье» в микрорайоны Тепличный и Веселовка. Цена вопроса – 20 млн. рублей. Также предполагается продлить троллейбусную линию по проспекту Строителей – от современной конечной «5-й микрорайон Арбеково (Кольцевая)» до остановки «Микрорайон Запрудный».
В более отдаленных планах городских властей строительство новой линии в Ахуны и далее – до Ахунской проходной города Заречного. Однако эти работы начнутся, когда построят новый автомобильный мост через реку Сура и железную дорогу (в створе улиц Либерсона – Измайлова) и реконструируют (выпрямят) ахунскую автодорогу.

Приятной поездки

Старичок МТБ-82ДВ 1948 году по городу колесили троллейбусы МТБ-82Д, каждый из них был рассчитан на перевозку максимум 65 пассажиров. Им на смену пришел более удобный и быстрый ЗиУ-5, в котором могли уместиться уже 122 человека.
Троллейбус ЗиУ-5В 1993 г. в первый и последний раз в город поступила партия из 6 сочлененных троллейбусов ЗиУ-6205. Эта модель побила рекорд вместимости  – 165 человек! В час пик она была просто незаменима!
В первой половине 2006 года при финансовой поддер­жке правительства Пензенской области было приобретено по лизингу 50 новых троллейбусов ЗиУ-682Г-016.02. Это самая лучшая на данный момент модель. Салон оборудован комфортабельными сиденьями, зимой здесь гораздо теплее, чем в старомодных моделях, а летом, благодаря тонировке и современной системе вентиляции, не очень жарко.
Сегодня в троллейбусном парке насчитывается 140 машин. В будни работает 105, а в выходные – 80 троллейбусов. Чтобы лучше организовывать движение, меньше стоять в пробках, в июле МУП «Пензенские пассажирские перевозки» переведет троллейбусы на диспетчерское управление через систему спутниковой навигации.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное