Рабочих нет, а юристов – море

Единственная в Пензе альма-матер пролетариата под угрозой закрытия

«Все на «Фабрику звезд!», «Поймай минуту славы!» – эту чушь ежедневно вбивают в головы наших детей.
Еще приветствуется торговля лицом. Когда  смазливая гражданка России выигрывает международный конкурс красоты, шоумен из телевизора, брызгая слюной, визжит: «Ура! Валя Пупкина подняла престиж нашей страны на недосягаемую высоту!».
– Вот так насаждаются ложные ценности. Престиж страны заключается в ее экономической мощи, безопасности и благополучии граждан, а не в количестве звезд шоу-бизнеса на душу населения, – говорит директор Пензенского межшкольного учебного комбината Владимир Филимонов. – Сколько ни пой, ни пляши – от этого хлеб не вырастет. Мы забыли известную русскую поговорку: «Делу время – потехе час».
Да уж, попробуй сегодня внушить подростку, что растить хлеб или варить сталь – дело нужное, важное и почетное… А у нас все звезды и юристы…

Ох уж эти юристы!

Статистика давно не то что гласит, а прямо-таки вопиет о том, что большинство новоиспеченных финансистов и юристов пополняют ряды безработных.
По словам начальника Управления государственной службы занятости Пензенской области Елены Косниковой, сегодня на одну вакансию юриста претендуют 15 человек, экономиста – 20 человек, бухгалтера – 8 человек. Между тем пензенская экономика остро нуждается в рабоче-крестьянских специальностях. Самыми востребованными на рынке труда являются профессии токаря, фрезеровщика, сварщика, слесаря, каменщика, тракториста. Причем работодатели готовы платить рабочим зарплату, в разы превышающую среднюю по области. До 20–30 тысяч!
И тем не менее огромное количество вакансий остается незанятым.
Не верит молодежь в перспективность рабочих профессий. Все хотят работать менеджерами…

Руками работать не научили

Есть и еще одна причина, по которой заводы недобирают кадры. В школах разрушена система трудового воспитания.
– В прежние годы почти у каждой школы был свой «производственный цех» – шефствующий завод или фабрика, – вспоминает Владимир Филимонов. – Подростки, пусть даже раз в неделю, вставали к станку. Рядом с ними был опытный мастер-наставник, который учил не только обработке деталей, но и умению жить и выстраивать отношения в коллективе.
А сегодня школы, как правило, предлагают ребятам примитивную, неинтересную работу.  Стоит ли удивляться, что дети, выходя из школ, оказываются беспомощными: не могут ни гвоздь прибить, ни кашу сварить.

Аттестат вместе с дипломом

Окончательно уничтожить тру­довое воспитание в Пензе не удалось во многом благодаря межшкольному учебному комбинату, который через год будет отмечать свое тридцатилетие.
– Мы занимаемся начальной профессиональной и предпрофессиональной подготовкой, – рассказывает бессменный директор комбината Владимир Филимонов. – Наши воспитанники приобретают такие востребованные на рынке труда профессии, как токарь, слесарь, автослесарь, штукатур и электрик. Девочки одновременно с аттестатом получают дипломы поваров, кондитеров, секретарей, парикмахеров, визажистов и стилистов.
Школьники, решившие поступать в вуз, постигают на комбинате азы будущей профессии: основы менеджмента, дизайна, журналистики, психологии и т. д.
Что немаловажно, воспитанники комбината во время учебы имеют возможность подумать и определиться, действительно ли та или иная профессия подходит им. Например, в начале учебного года на специальность «Автослесарь» не пробиться – столько желающих! Спустя полгода половина отсеивается. Понимают, что не их это дело – машины ремонтировать.
Комбинат предлагает ребятам огромный выбор. Учитывает их интересы и склонности и одновременно потребности экономики.
Да вот беда: в этом году комбинат может прекратить свое существование. Причина в том, что зданию, где он расположен, давно требуется капитальный ремонт. Финансирования хватает лишь на то, чтобы платить зар­плату педагогам и худо-бедно обновлять оборудование. А два года назад на жизнедеятельность денег вообще не было. Зарабатывали сами, небольшие средства давали швейный и токарный участ­ки, а также психологическая служба.
Но Владимир Филимонов справедливо считает, что учебное заведение – это не производство. И рассчитывать на баснословную прибыль от рабочих рукавиц, сшитых неопытными руками начинающих швей, просто смешно.
У немцев есть пословица: «Ремесло – это золото». Рабочие специальности в Германии, особенно в ее восточной части, очень популярны среди школьников. Ремесло означает гарантированный заработок на кусок хлеба с маслом. А высшее образование при желании и позже можно получить.
Почему бы и нам не взять на вооружение немецкий опыт? Иначе погибнет последняя цитадель трудового воспитания – и останется Пензенская область с одними звездами, без единого рабочего…

Автор: Наталья СИЗОВА, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное