Потомки благородного народа

Заурбек ГабараевАланы и буртасы. Сегодня ученые утверждают, что у них общие исторические корни. И, значит, общий кодекс чести

Век живи – век учись. Вот первое, что пришло в голову после встречи с Заурбеком Габараевым. А ведь до разговора с ним, врачом одной из пензенских больниц, я предполагал, что знаю об Осетии и ее гордом и гостеприимном народе немало…

Заурбек Владимирович Габараев встретил меня радушно. Чувствовалось, что намеченная тема разговора – создание в нашей области осетинской национально-культурной автономии – глубоко небезразлична ему.

Божий дар

– Культура аланов-осетин – самобытная, уходящая корнями в незапамятные времена, – начал он свой рассказ. – Вот перед нами кодекс аланской чести. И в первых строках:

«Помни всегда и везде, ты – потомок древнего и благородного народа, а поэтому не имеешь права на недостойный поступок». Важно, чтобы люди знали и помнили: без бережного отношения к своим корням немыслимо называть себя потомком. В этом я вижу одну из главных задач областной осетинской национально-культурной автономии «Алан». Не случайно в названии автономии стоит имя наших предков.– Вы давно живете в Пензе? – я спросил об этом, потому что не заметил в речи Заурбека даже намека на акцент.

– Считаю Пензу своей второй родиной. Приехал сюда в 1979 году молодым специалистом. В жены взял русскую, у нас растет дочь, ей девять лет от роду. Что же касается акцента, в Осетии не встретишь человека, который бы не знал русского языка. И наоборот, многие русские прекрасно знают осетинский.

– В свое время для меня стало открытием то, что ваш народ принял христианство на полтораста лет раньше, чем Киевская Русь, – признаюсь я.

– О, вы много потеряли, если не были в Осетии на празднике принятия христианства – Дне Святого Георгия. Для осетин это первый праздник в календаре. Все двери в этот день распахнуты настежь, царит приподнятое настроение, все искренне рады гостям.

– Осетины многое пережили: войны, конфликты и в далекие времена, и в современности. И тем не менее сохранили открытость, радушие. Особенно к русским, которых ваш народ никогда не предавал.

– По данным переписи 2002 года, в Пензенской области осетин проживает всего-то 0,01 процента от общей численности, но мы ощущаем себя пусть малой, но частичкой народов, которые живут здесь. И каждый осетин должен помнить и свято чтить кодекс аланской чести. А в нем сказано:

«Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ – это дар божий». Общие корни

Кодекс аланской чести просто поразил меня своей мудростью и такой, я бы сказал, народной прямотой. Уверен, с появлением национально-культурной автономии наша область станет еще краше, мудрее и богаче.

После беседы я вновь перечитывал его. Подумалось: вот чего нам всем сегодня не хватает – нравственного стержня, выраженного четко и современно, но соединяющего прошлое и настоящее.

Кодекс строителя коммунизма, ловкая калька христианской морали, канул в лету. А само православие пытаются сегодня обвинить чуть ли не во всех грехах. Но при этом как-то умалчивается, что величайшая цивилизационная роль православия в том, что оно положило конец человеческим жертвоприношениям язычества. И хотя от былого влияния православия на умы и души сегодня осталась лишь слабая тень, кому-то и это не дает покоя.

Так что же в сухом остатке?

«Дальнейший рост благосостояния населения»? Как-то маловато для национальной идеи. Меня страшит общество, из информационного поля которого исчезают последние табу и запреты. Где потребитель информации (а потом уже услуг и товаров) – как дойная корова, которую готовы кормить чем угодно, лишь бы удвоить, утроить, удесятерить прибыль.России необходимы примеры, которые послужат защите духовности, моральных ценностей. Один из таких – кодекс аланской чести.

Кто-то скажет: это не наше, не национальное.

Но есть большие основания полагать: аланы, а значит, и современные осетины, близки нам не только по духу. Мы имеем одни и те же корни. Сердцевину этнического корня племен буртасов могли составлять аланы.

Читая сегодня кодекс аланской чести, хочется подписаться под каждым словом. И следовать ему, взять за основу кодекса алано-буртасской чести.


Кодекс чести

Помни всегда и везде: ты причастен к древнему и благородному народу, а поэтому не имеешь права на недостойный поступок.

Знай и чти историю, свой этнический путь – это знание укрепит твой дух, возвеличит душу, придаст силы в трудные минуты жизни.

Постоянно работай над своим физическим совершенствованием. Закаляй и укрепляй здоровье, чтобы быть достойным своих великих предков.

Знай и помни свою семейную родословную как минимум до десятого колена. С почтением относись к старикам, а более всего – к родителям.

Величие потомков буртасов никогда не измерялось богатством. А лишь мерой мужества и труда, отданного во имя родного Отечества.

Всегда помни о том, что все хорошее и плохое, что ты делаешь в жизни, вернется к тебе сторицей.

Опасайся мысли:

«Чем ты лучше меня?». Если ты истинный патриот, докажи это делом.В разговоре больше слушай, меньше говори и никогда не бахвалься. Среди людей много тех, кто умнее и сильнее тебя.

Избегай ссор и скандалов. В ссоре с глупцом ты станешь глупее, а умного собеседника полезнее выслушать.

Будь умеренным в еде и питье – это одно из основных требований повседневной этики. Торжества и поминки не повод для обжорства.

Выбирай невесту (жениха) не только по красоте лица и тела, но и по наличию ума и чести, по традициям фамилии и семьи.

Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ – это дар божий.

Будь гордым и честным. Ни голод, ни холод, ни страх смерти не должны сломить твоего духа.

Больше смерти бойся преступить этот канон чести. Да упаси Господь тебя от бедности и позора.

МненияЕвгений Погорелов, лидер военно-исторического клуба

«Засека»: –

Нужна еще очень большая кропотливая работа археологов, чтобы с уверенностью утверждать единство корней аланов и буртасов. Но аланские мечи (карты) и кинжалы (акинаки), наконечники стрел, боевые пояса, украшения коней, посуда, женские украшения – это часть материальной культуры, которую хранила пензенская земля. Уникальные результаты раскопок на месте жесточайшего побоища близ села Золотаревка дают основание утверждать, что предки русских и осетин стояли насмерть плечом к плечу против монголо-татарских полчищ. Найденные на месте кровавой сечи многочисленные нательные кресты, иконки, даже редкие для того времени мощевики и, конечно же, аланское оружие – это ли не подтверждение общности двух народов, считавших эту землю родной и предпочитавших смерть с оружием в руках позорному плену.


Геннадий Белорыбкин, доктор исторических наук, инициатор раскопок Золотаревского городища, автор монографии

«Буртасы»: –

Однозначного толкования этнонима «буртасы» нет. Одни филологи считают, что это восточно-тюркский термин, связанный с древним тюркским племенем асов. Другие утверждают, что это связано с осетинским (древнеиранским) языком, потому что в древнерусских летописях упоминаются ясы и касоги. Ясы и асы – это очень близко. А вообще, этимология этого слова находит свои формы и в других языках. Я склоняюсь к тому, что это слово имеет тюркские корни и связано с асами, которые жили на севере Средней Азии. Это был конгломерат племен, в том числе племя бурт, которое, по всей видимости, возглавило его. И с VIII века оно уже упоминается как буртасы.

Есть группа ученых, которая на основании исследований письменных источников и языковых особенностей считает, что аланы и буртасы – это одно и то же.

Автор: Андрей Двойнин, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное