Понять Достоевского

У людей должна быть альтернатива пропаганде разврата и потребительского отношения к жизни

Хотя словосочетание «православная культура» сегодня на слуху, далеко не все понимают его суть и значение. В результате мы наблюдаем странную картину, когда посещаем православные выставки: оказывается, религиозная культура – это изделия из лубяной коры, расписанные пасхальные яйца, картинки с изображением храмов, церковные назидательные брошюры и рушники с вышивкой.

Или возьмем, к примеру, праздник православной культуры Пензенский Спас, который пройдет в парке Белинского в ближайшую субботу (22 августа 2009).

– Мы обязательно туда пойдем с детьми. Там так здорово: будут петь народные песни и угощать национальными блюдами – русскими, мордовскими, чувашскими, – услышала я на днях от своей соседки.

Понятно, что для нее праздник ассоциируется исключительно с национальными культурами, а никак не с православной.

Так что же все-таки скрывается за этими словами? Архаизм, то есть понятие устаревшее, не соответствующее современности? Или основополагающее явление, вне которого нельзя представить историю государства Российского? В чем отличие православной культуры от собственно православия?

От слова «культ»

Ответы на эти вопросы попытались найти участники «круглого стола», состоявшегося на прошлой неделе в редакции «ПП».

Дмитрий Мурашов– Слово «культура» произошло от слова «культ». То есть культура как понятие родилась при храме, – завязал беседу и.о. начальника отдела по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Управления внутренней политики правительства Пензенской области Дмитрий Мурашов. – А значит, она изначально несла в себе религиозный потенциал. Возьмем древний мир, он  базируется на языческой религии. То есть тогда культура была тотально религиозной. Христианское искусство Средних веков все было религиозным, и только со временем появилось искусство, которое имело направленность не только религиозную, но и светскую. Для крестьян в дореволюционной России никакой другой культуры, кроме православной, вообще не существовало, потому что православная вера сопровождала всю их жизнь – от рождения до смерти.

Разделение культуры на светскую и религиозную произошло в эпоху Просвещения, когда в Англии и Франции появились первые работы по светской этике. Если посмотреть внимательно, то оказывается, что появление светского искусства связано с ослаблением религии, с выхолащиванием религиозного чувства у человека.

В советские годы попытались создать новую культуру – культуру атеиста. Исповедовали идеологию прогресса и думали, что можем построить рай на земле, то есть без Бога. Многие считают, что именно поэтому были размыты понятия между добром и злом. Произошел душевный надлом.

Между тем, как показало время, люди тянутся к нравственным ценностям православия, желают укрепить себя в них. Точнее, к православной культуре – определенному своду нравственных правил, которые лежат в основе межличностного общения, в основе творчества, созидания.

Образ жизни

Иеромонах ТихонСвое определение понятию православной культуры дал священник зареченского Воскресенского молитвенного дома иеромонах Тихон (Федяшкин):

– Православная культура – это часть образа жизни православного человека.

Люди выражают свою веру различными доступными способами: в музыке, когда появляются церковные песнопения; в литературе, когда человек выражает свои религиозные чувства в слове; в изобразительном искусстве, когда человеку требуются образы, чтобы украсить место его молитвы и указать тем, кто только приобщается к храму, на те догматы, что исповедует православная вера.

В процессе разговора неизбежно возник давно муссируемый вопрос: нужно ли преподавать православную культуру в школах? Ведь в обществе много противников данного предмета.

Андрей Мясников– Я думаю, что преподавание православной культуры нельзя делать обязательным. У нас многонациональное и многоконфессиональное государство, – сказал профессор кафедры философии ПГПУ им. В. Г. Белинского Андрей Мясников. – И если мы введем изучение православной культуры как обязательный компонент, может случиться морально-ценностный или юридический конфликт с представителями иных конфессий или атеистами.

– Дело в том, что мы сейчас смешиваем понятия культуры и веры, – возразил отец Тихон. – Действительно, если мы будем учить православному образу жизни, то неизбежно вступим в противоречие с действующим российским законодательством и со здравым смыслом. Невозможно сделать человека православным вопреки его жизненной позиции.

Но как можно изучать историю России, по крайней мере до 1917 года, русскую литературу в отрыве от православия, явившегося для нашей страны государствообразующей религией? По существу, русская культура началась после принятия христианства, и дата крещения Руси (988 г.) стала начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России.

Владимир Шарошкин– Между прочим, отечественную литературу в школах изучают и представители других конфессий, и атеисты, – заметил помощник атамана Пензенского отдела Волжского казачьего войска Владимир Шарошкин. – А большинство русских классиков были воспитаны в православной вере и поэтому в их произведениях часто встречаются сюжеты, которые невозможно понять без представления о том, что такое православие.

Допустим, в основу романов Достоевского полагаются глубокие евангельские истины. Или вспомним «Капитанскую дочку» Пушкина: Гринев, когда его арестовали, начинает молиться и чувствует в душе облегчение. Атеист сочтет это суеверием. Но Пушкин вкладывал другой смысл: в тяжелой ситуации только молитва способна уравновесить внутренние силы.

А поможет ли семья?

Андрей Мясников высказал мысль, что прививать нравственные устои подрастающему поколению должны в семье. И именно родителям решать, стоит ли их детям изучать православную или иную религиозную культуру в школе.

– В идеале так и должно быть, – согласился директор фонда «Попечители храмового комплекса Всех Святых села Бекетовка» Андрей Назаров. – Но посмотрите, сколько у нас так называемых неблагополучных семей! Какие нравственные устои могут привить родители-алкоголики или наркоманы?

Андрей НазаровДа и благополучные родители зачастую мало что понимают в православной культуре и связанных с ней нравственных ценностях. Советское атеистическое прошлое до сих пор аукается с большой силой. Так что функцию нравственного воспитания должно взять на себя государство и общество в целом. У подрастающего поколения должна быть альтернатива пропаганде разврата и потребительского отношения к жизни. Ведь духовным стержнем православной культуры является любовь к ближнему.

С этой позицией согласны все участники «круглого стола». Однако вопрос о том, как преподавать детям основы православной культуры – факультативно или сделать этот предмет обязательным, – по-прежнему остается открытым.

Автор: Наталья СИЗОВА, фото Владимира Гришина / "Пензенская правда" 18 августа 2009, N 63

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное