Пчелы против меда?

Пензяки должны ходить за пивом с паспортом. Такую инициативу представил на «круглом столе», посвященном предотвращению продажи пива несовершеннолетним, «профсоюз» российских пивоваров.

В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти, общественных организаций и регионального бизнеса.
На «круглом столе» была представлена неутешительная статистика. Каждое шестое преступление, совершенное подростками в Пензен­ской области, – результат алкогольного опьянения. За 9 месяцев 2009 года в отделения милиции были доставлены более 1700 несовершеннолетних либо в пьяном виде, либо распивавших пиво в общественных местах. Большой процент из них подростки младше 16 лет.
– Ситуация катастрофическая! Безудержный поток рекламы алкоголя в 90-х породил «пивных» детей, – возмущается старший инспектор ПДН УВД по Пензенской области Лариса Плотникова. – Они выросли в твердой уверенности, что якобы пиво – это безопасный напиток, не ведущий к алкоголизации, легкий, вкусный, доступный. Купить его можно запросто – в близлежащем ларьке, в любое время суток. Тем более что добрая тетя-продавец порой и не поинтересуется, исполнилось ли покупателю 18 лет.
Законодательство предусматривает административную ответственность за продажу алкоголя и сигарет несовершеннолетним в виде штрафа для граждан в размере от 1,5 до 2 тыс. рублей, для должно­стных лиц – от 3 до 4 тыс. рублей, для юридических лиц – от 30 до 40 тыс. рублей. И хотя этот закон действует не первый год, ситуация практически не изменилась: подростки по-прежнему имеют возможность купить хмельной напиток.
Закон есть, но у продавца нет желания его соблюдать. Например, попросить документ и проверить возраст покупателя.
Если верить Союзу российских пивоваров, то основная причина алкоголизации малолетнего населения – исключительно бессовестные продавцы. И пивовары решили бороться с ними с помощью акции «Есть 18? Подтверди!». Суть ее в том, чтобы призвать российских продавцов, подобно их западным коллегам, требовать паспорт, водительские права или студенческий билет у молодых людей перед тем, как продать им пиво.
В рамках акции пивовары планируют распространить более одного миллиона знаков-стикеров в торговых точках по всей России. Кроме того, они хотят выйти с законодательной инициативой, чтобы продавец имел право официально проверить, действительно ли покупателю уже стукнуло 18. Пока это право есть только на словах.
– Акция хорошая, потому что направлена на формирование нетерпимости общества к распитию спиртных напитков среди несовершеннолетних, – считает замминистра образования и науки Пензенской области Александр Воронков. – Но вот рекламная продукция, сопровождающая акцию (бейсболки, майки, значки, на которых схематично изображена бутылка пива и цифра 18), – недопустима. Потому что она как разрешающий сигнал светофора: исполнилось 18 – пиво можно пить автоматически. Это в корне неверный посыл!
Член Общественной палаты, известный предприниматель Олег Тоцкий уверен, что бесконтрольную продажу пива и слабоалкогольной продукции можно снивелировать и другим путем:
– Пиво надо продавать только в магазинах. Там у предпринимателей ответственность более высокая, продавцы постоянно проходят тренинги на знание законодательства. А ларьки – это кошмар какой-то! Помню, возле школы, где учился мой сын, стоял (да и сейчас стоит) ларек – туда все старшеклассники за пивом ходили, и продавцы зачастую даже ленились в окно посмотреть, кому они такой товар продают.
Мнений было много. И не все были высказаны вслух. А за кадром осталось примерно следующее. Пивовары против продажи пива несовершеннолетним? Господа, вспомните крылатое выражение «Пчелы против меда!». 10 лет назад, когда началась большая пивная экспансия, пивовары говорили, что отворачивают людей от крепких спиртных напитков. Ну да. А вместо этого «подсадили» молодежь на пиво и слабоалкогольные напитки с помощью рекламы. Что касается акции «Есть 18? Подтверди!»… То есть покажи паспорт и подтверди свою взрослость покупкой бутылки пива.
Если же несовершеннолетний попросит продать ему пиво, а ему откажут, это отнюдь не значит, что он пойдет за минералкой. Это же нонсенс. Для взрослых пить – хорошо, а для подростка – плохо? Для него такая позиция лицемерна. Он хочет «быть взрослым».
И напрашивается вывод, что сама акция, устраиваемая пивоварами, –лицемерие. 
За 9 месяцев этого года в отделения милиции были доставлены более 1700 несовершеннолетних либо в пьяном виде, либо распивавших пиво в общественных местах.

Автор: Наталья СИЗОВА / "Пензенская правда" 16 октября 2009, N 80

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное