Пчелы, приносящие золото

Пчеловодство. Пензенская обл.Пчеловодство – одна  из самых перспективных и прибыльных отраслей в сельском хозяйстве

Как-то решила прикупить на осенней ярмарке мед. Выбор был невелик, и пришлось довольствоваться тем, что предлагалось. Любимый всей семьей продукт оказался не ахти каким на вкус, а через месяц и вовсе расслоился на бурую гущу и сладкую воду...

Можно ли застраховать себя от покупки некачественного меда? Перво-наперво, считают специалисты, нужно, чтобы продукт попадал в продажу непосредственно с пасеки, а не через руки посредников. Нашей области к этому еще идти и идти.

А между тем предпосылки для того, чтобы прославить регион пензенским медом, имеются: пчеловодов-любителей по области предостаточно, и продукт они производят такой, что пальчики оближешь.

Медовые

Николай Шитов. Пензенская областьНиколай Шитов, пасечник из Городищенского района, сам  вырос на меде. В родном совхозе «Родина» Никольского района  в советское время было налаженное пчеловодческое хозяйство.

Ребятишек кормили душистым медом, а те росли крепкими и здоровыми: до холодов бегали босиком, и никакая зараза не могла справиться с «медовым» иммунитетом.

Когда совхоз развалился, Николай сам взялся за разведение пчел. Хобби превратилось в любимое дело, приносящее серьезный денежный доход.

Сначала Шитов в числе многих «коллег» обосновался в медовом ряду на Центральном рынке. Работал, как все: ложкой, половником, остатки разливал через край. Но в какой-то момент понял, что «как все» – не годится. Ведь покупатель и в супермаркете, и на рынке тянется к культуре.

Поразмыслив, Николай сконструировал и изготовил знаменитые в «медовых» кругах краны для фляг. И  количество покупателей у Шитова возросло в разы. В первую очередь потому, что за прилавком у него всегда было чисто.

Он уловил идею, витающую в воздухе: экономисты призывают на стихийном российском рынке продвигать культуру продажи и потребления.

Нужен сбыт – кооперируйтесь!

Согласно статистике, организации сегодня дают всего 5 процентов меда, а остальные 95 поставляет индивидуальный сектор.

Специалисты утверждают, что будущее пчеловодства именно за частниками. Но если у них все в порядке с производством меда, то со сбытом частенько  возникают проблемы. Выходом может стать кооперация пчеловодов, ориентированная на переработку, консервацию, фасовку и реализацию меда. Кстати, раньше подобные структуры (конторы пчеловодства, межрайонные объединения, пчеловодческие хозяйства, выполнявшие частично или полностью кооперативные функции) были необходимым компонентом советского производства меда.

Но с другой стороны,  разведение пчел – это отрасль, которая, как никакая другая в сельском хозяйстве, требует индивидуального труда и особой мотивации.

Несколько лет назад у Николая Шитова появились ученики. Тоже захотели пчел разводить и мед продавать, но, видимо, изначально ребята были ориентированы исключительно на прибыль. Рассуждали, что достаточно поставить улей, ввернуть краник – и мед с денежками польются рекой. Не тут-то было!

– В нашем деле можно добиться успеха, только будучи в душе пчеловодом, – уверен Шитов.

Пчеловодство. Пензенская обл.Как появляется бренд

Как пчеловоды реализуют свой мед? Постоянные клиенты – это раз, рыночная торговля – два, флягами сдавать мед в магазины – три. Последнее – это, конечно, определенный прорыв, но  обидно, что хороший мед остается безликим.

Николая эта проблема миновала. Душистый мед с «Семейной пасеки Шитовых» сейчас знают далеко за пределами Пензенской области. Пчеловод старается всегда идти в ногу со временем. Свежий взгляд и приток идей во многом обеспечивает сын Владислав. В отличие от многих конкурентов, Шитов не пропустил момент, когда надо было переходить на собственный штрих-код, входить в сетевые магазины.

Сейчас кроме «Семейной пасеки Шитовых» аттестовывается второй бренд – «Пчелиный доктор», а с осени Николай начнет работать под зарегистрированным товарным знаком.

Несколько лет назад перед Шитовым остро встал вопрос об упаковке. До очаровательных баночек в форме бочонка или медвежат, которые сейчас поставляет Шитов на прилавки, путь был долгий. Путеводной звездой на нем опять стали красота и культура.

Внешний вид продукции, по мнению Николая, играет такую же роль, как одежда на человеке при первом знакомстве. Это потом люди узнают, что мед Шитовых – пальчики оближешь, а в магазине из множества баночек выберут ту, что покрасивее. И, запомнив, придут за ней еще и еще. Так появляется бренд – узнаваемая продукция, которую знает и любит покупатель.

Николай один из немногих в нашей области, кто поддерживает тесные контакты с НИИ пчеловодства Россельхоз­академии. Сейчас там разрабатываются технические условия на новое изобретение Шитова – медово-ореховые и  медово-фруктовые пасты. Родным, знакомым и мне, кстати, лакомство очень понравилось. Когда будет налажено его массовое производство,  работы под раскрученными брендами  на десятилетия вперед хватит и детям, и внукам Николая.
карты в руки

К сожалению, таких, как Николай, немного. Производство меда в России находится на крайне низком уровне. На одного россиянина, например, приходится в год около 350 граммов меда, а в цивилизованных странах — более 2 килограммов. Между тем, по данным НИИ пчеловодства, если в среднем на планете одна пчелиная семья приходится на 100 жителей, то в России – на 30–40 человек. Следовательно, нам и карты в руки.

Недавно депутаты Законодательного собрания приняли закон Пензенской области «О пчеловодстве», а областная программа по развитию пчеловодства включена в действующую долгосрочную целевую программу «Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2009–2012 годы».

Результатов нововведения с нетерпением ждут и пчеловоды, которые теперь могут воспользоваться льготами при субсидировании процентной ставки, и руководители сельхозпредприятий, поскольку развитие пчеловодства влечет за собой увеличение площади посевов опыляемых сельхозкультур.

В некоторых районах приобщение к пасечному делу начинают, как говорится, с младых ногтей. Например, в средней школе села Большая Сергеевка Тамалинского района введен специальный предмет «Пчеловодство», который будут изучать школьники 10 и 11 классов, и уже кипит работа на пришкольной пасеке.

Пришло время восстанавливать утраченный имидж нашего российского меда, и пасечники Пензенской области просто обязаны приложить к этому руку. Обидно и неправильно, что наша продукция занимает призовые места на различных выставках, а в родном краю о ней даже понятия не имеют.

Кстати, с древнейших времен разведение пчел считалось показателем трудолюбия и высокой культуры земледелия. Не случайно пчеловодство достигло высокого уровня в США, Канаде, Австралии, Финляндии и других странах с хорошо организованным и производительным сельским хозяйством. Будем надеяться, что скоро в их ряду окажется и Россия, в том числе и благодаря вкладу пензенских пчеловодов.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА, фото автора / "Пензенская правда" 21 июля 2009, N 55

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное