Нет школы – нет проблемы?

Сельская школаВ редакцию «ПП» пришло письмо от пенсионерки Маргариты Аникиной, жительницы Напольного Вьяса Лунинского района. Она с болью пишет о том, что основная школа в селе может вот-вот закрыться.

По мнению Маргариты Васильевны, если исчезнет этот единственный очаг культуры (клуб давным-давно разобран на кирпичи) – не станет и самого села.
Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент «ПП» выехал на место.

Не хотим в другую школу!

Школа, где в то утро собралась, наверное, половина женского населения Напольного Вьяса, производит весьма неплохое впечатление. Уютные классы, библиотека, столовая, большой спортзал. 
Все учителя имеют высшее образование и постоянно повышают свою квалификацию. Что характерно, каждый ведет предмет согласно диплому, в отличие от целого ряда сельских школ, где, например, учитель русского языка и литературы вместо филологии преподает технологию и одновременно ОБЖ.
Неудивительно, что сельчане встали на защиту родной школы.
– У меня четверо детей, старшей девочке 16 лет, младшему полгодика, – рассказывает Татьяна Рыжова. – Для меня очень важно, чтобы в селе была школа. Здесь ведь дети не только учатся, здесь проходят и утренники, и новогодние елки, и дискотеки, и прочие мероприятия. А если школу закроют, я с семьей уеду отсюда. И многие мои односельчане готовы на такой шаг.
Неизвестно, какая судьба ждет десятерых учителей – попробуй сегодня устроиться на селе! В Напольном Вьясе работы нет. Хотя, казалось бы, созданы все условия для нормального существования: хорошие дороги, есть газ, вода.
Но единственное сельхоз­предприятие несколько лет назад развалилось, распродали скот, технику сдали на металлолом, разрушили ток и коровник. Держать личное подсобное хозяйство становится невыгодно, так как затраты на содержание скотины высоки, а частники закупают молоко и мясо у населения по мизерным ценам, например литр молока – от 5 до 8 рублей.
В результате работоспособные мужчины подались на заработки кто в Москву, кто на Север.

Детям будет лучше

Сейчас в селе живут 20 детей в возрасте до 10 летПодобная ситуация в свое время возникала в близлежащих селах Софии, Александрии и Белом Ключе. Но жизнь там теплилась. Пока не закрылись школы.
По дороге в Напольный Вьяс мы случайно проскочили поворот, проехали несколько километров вперед и по правой стороне дороги увидели то, что осталось от села София. Несколько кривобоких, вросших в землю домишек, давно покинутых хозяевами, довольно высокая для начала мая трава, на которую вряд ли когда-нибудь ступит нога человека…
Неужели такая же участь ждет Напольный Вьяс? В отделе образования Лунинского района нам объяснили, что содержание в этом селе основной школы стало нерентабельным. Здание рассчитано на 186 учеников, а сегодня их всего 31. То есть на одного учителя приходится меньше четырех детей.
– Школа отапливается углем. Санитарным нормам соответствует всего на 65 процентов. Сегодня действует подушевой принцип финансирования школ: меньше учеников – меньше денег. А затраты остаются прежними – топить и освещать нужно все здание, – говорит ведущий специалист отдела образования Наталья Сильнова. – Мы планируем перевести детей из Напольного Вьяса в Большевьясскую среднюю школу (это в соседнем селе, всего в трех километрах. – Авт.). Школа является экспериментальной площадкой Министерства образования и науки Пензенской области, в прошлом году стала обладателем гранта в 250 тысяч рублей. Соз­дан кадетский класс, есть отлично оборудованный кабинет информатики и единственный в районе кабинет с интерактивной доской. Есть хорошие спортивные секции, каких нет в Напольном Вьясе, – это каратэ-до и аэробика. На занятия ребят будут возить на автобусе. Что касается учителей из Напольновьясской основной школы, то мы постараемся трудоустроить всех. Большинству уже нашли рабочие места.
Быть или не быть?
Сегодня в Лунинском районе реорганизуются многие школы. Причина одна: мало детей. Средние школы в селах Ломовка и Засурье станут основными, в Синорове, Тане­евке и Казачьей Пелетьме – начальными.
А так ли уж обязательно закрывать школу в Напольном Вьясе? Почему бы не реорганизовать ее в начальную? Сейчас в селе живут 20 детей в возрасте до 10 лет.
Как нам объяснил заместитель главы администрации по социальным вопросам Лунинского района Андрей Симаков, здание школы в Напольном Вьясе не опустеет. Здесь останется библиотека, кружки, будут проходить занятия выездных классов школы искусств. Вполне возможно, что вновь возродится клуб. Думается, младшеклассникам места тоже хватило бы. Ведь если здание будет функционировать, то и топить его придется так же, как отапливают школу!
По закону окончательное решение о закрытии школы может быть принято только после схода граждан. Судя по настрою, жители Напольного Вьяса без боя не сдадутся.
Реструктуризация – не «огонь по штабам»

Почему-то многие, особенно те, кого коснулась комплексная реструктуризация сети образовательных учреждений, считают, что это чуть ли не диверсия, направленная на уничтожения села. Мол, умрет школа – умрет село.

Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться. Только сразу разделим проблему на две части: собственно реструктуризацию и вопрос занятости высвободившихся педагогических кадров.

Часть первая

Собственно реструктуризация предполагает два вида: закрытие малокомплектных школ и перевод средних в статус основных.
Второй вид – менее болезненный. Учеников старшего звена в них, как правило, очень мало, и проблема обучения в более крупной и, как следствие, лучше оборудованной школе для них вовсе не проблема. Родители, особенно те, кто обеспокоен будущим своих чад, только «за», тем более что к новому месту дислокации ребят будут возить на специальном автобусе. Более того, зачастую они сами просят закрыть и начальную школу: пусть к новым условиям дети привыкают как можно раньше.
Так, например, случилось с селе Сумароково Мокшанского района.  Школа располагается в бывшем здании барского дома. Условий, которым должно соответствовать современное учебное заведение, никаких. Туалет на улице. Нет ни спортивного, ни актового залов, специализированных предметных кабинетов.
Поэтому было принято решение школу закрыть, а ребят перевести учиться в первую школу р.п. Мокшан. Родителей отвезли туда на экскурсию. Условия, в которых предстоит учиться ребятам, взрослым понравились, и никаких акций протеста не было.
Аналогичная ситуация сложилась и в селе Аничкино Бековского  района. Деревянная изба, в которой учились 6 учеников начальной школы, пережила все революции и войны прошлого века. Здание отапливается углем. Воды нет. Бедная учительница преподает сразу во всех классах, не имея возможности даже  разучить с детишками «массовую игру». Масс-то нет! 
Поэтому известие о закрытии школы все приняли если не с восторгом, то, во всяком случае, с пониманием.
Кстати, многих первоклашек из Аничкино родители сразу отправили в школу соседнего села Покровка, расположенного в шести километрах. Благо есть школьный автобус.
А Оля Кондрашкина учится там уже 10 лет. Восемь из них ходила до Покровки пешком. Она мечтает о высшем образовании и понимает, что для этого надо получить хорошие знания, окончить современную школу.
Вот и получается, что для детей и родителей реструктуризация – благо.

Часть вторая

М.В. Рыжова - учитель русского языка и литературы Напольновьясовской школыПострадавшей стороной в этой ситуации являются учителя. Им не позавидуешь. Остаться в селе без работы – настоящая беда. Пенсионерам проще. А молодым? Разговоры о том, что всех обеспечат работой, мало кого успокаивают. Можно, конечно, пройти переобучение в центре занятости и получить новую профессию. Но сколько в селе нужно бухгалтеров, экономистов,  управленцев? А стать фермерами могут далеко не все.
Работники управлений образования обещают устроить педагогов в другие школы. Но есть ли там вакансии – большой вопрос. Мокшанская школа, например, кадрами укомплектована. А ездить на работу в другое село… Вся зарплата уйдет на оплату проезда.
Вот и борются учителя за свое будущее всеми доступными способами, зачастую сами инициируя «марши несогласных». Можно ли их в этом винить?
Другое дело, что решение о закрытии школ принимают власти муниципалитетов исходя из возможностей своего бюджета. А бюджет складывается из налоговых отчислений. Чем больше работающих предприятий и фермерских хозяйств, тем больше денег в казне. Если те, кто кричит о сохранении школ, начнут работать, то появится возможность школы не закрывать.
И еще. Ни один выпускник малокомплектной школы в родное село не вернулся. Так стоит ли прикрываться лозунгом «Пока жива школа – живо село»?

Автор: Наталья СИЗОВА, фото автора и Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное