Нацпроекты: квартальный отчет

Со дня старта приоритетных национальных проектов прошло 3 месяца. О первых оценках реализации, а также о ближайших перспективах в этом направлении корреспондент «ПП» поговорил с заместителем председателя Госдумы РФ, членом Комитета Госдумы по бюджету и налогам Вячеславом Володиным. Наша встреча состоялась благодаря проекту «Медиакратия». 

 

— Вячеслав Викторович, в том, что нацпроекты будут реализованы, трудно усомниться. Ведь это президентская инициатива. Но неужели в нашей стране эффективны только такие «чрезвычайные меры», подкрепленные авторитетом первого лица государства? Неужели недостаточно принятых законов? 

— Когда речь идет о нацпроектах, то мы говорим о решении конкретных вопросов, которые являются болевыми для всей страны. Очень важно сегодня, что президент берет под контроль эту работу. Ведь в регионах часто не делают то, что предписано в законах и, к сожалению, законы не всегда срабатывают.

Национальные проекты — это инвестиции в человека, в будущее. Очень важно, чтобы для решения этих задач были объединены все элиты.

 

— Национальные проекты многими воспринимаются лишь как пиар-проект к 2007-08 годам (период выборов в госдуму и президентские выборы)? Стоит ли переубеждать пессимистов?

— Думаю, что пессимисты превратятся в оптимистов, когда национальные проекты будут завершены. Однако пропаганда реализации проектов необходима, чтобы люди могли взять под контроль процесс выполнения проектов, работу, которая идет.

Когда люди знают, сколько средств должно поступить и на что они должны быть потрачены, то отдача от такой пропаганды, безусловно, будет положительной. Плохо, когда пиар остается лишь пиаром.

 

— А каким образом будет контролироваться расходование продеклирированных средств, выделенных из федерального бюджета регионам на реализацию нацпроектов?

— Этот основной вопрос. Если средства разворуются, значит, нацпроект не состоится. И не случайно в Совет, который возглавил президент, входят члены Счетной палаты РФ и представители Генеральной прокуратуры.

Первые средства по нацпроектам пришли в регионы в конце января. Они пошли на зарплату врачам, учителям. И они дошли без задержек. Сейчас как раз то время, когда средства поступают в регионы на оборудование и закупку техники. Однако мы прекрасно знаем, что порой есть хищения и необходимо активизировать работу для недопущения подобных фактов.

Своровать эти деньги будет сложно хотя бы по той причине, что мы, с одной стороны, собираемся говорить и рассказывать жителям о том, какие деньги поступают, а с другой стороны, взять тотальный контроль и информировать прокуратуру о нарушениях.

 

— А как эти финансовые потоки отразятся на инфляционном процессе в стране?

— Говоря о национальных проектах, мы говорим о сумме, составляющей порядка 3-х процентов от общего объема бюджета.

Решение о финансировании было принято с учетом выверенных показателей как роста ВВП, так и инфляции.

Во время подготовки нацпроектов, конечно, учитывали, что выделение средств на их выполнение не должно спровоцировать инфляцию. Она планируется в размере 9,5 процентов и те средства, которые выделяются на нацпроекты, не повлияют на нее.

 

— Планируется ли в будущем еще одно увеличение срока выплаты по долгосрочным и краткосрочным кредитам (имеется ввиду ЛПХ)? Не кажется ли вам, что 5 лет на выплату кредита — не такой уж и большой срок. Особенно для крестьян с нестабильным экономическим положением.

— Банковские кредиты стали выдавать на срок до 5 лет, а раньше таким сроком был 1 год. Это льготные кредиты, где субсидируются 2/3 льготной ставки.

Экономика стала стабильной и, как следствие, мы стали планировать и систему кредитования. На сегодня одна из форм кредитования на селе — лизинг. Сейчас принято решение о том, что идет рассрочка по платежам в лизинг на 7 лет, возможно, ее планируется заменить до 10 лет. Ставки кредитования на оборудование стали меньше и составляют 2,2 процента, авансовый платеж – 7 процентов.

Если говорить о племенных животных, то там возможна их купля-продажа с рассрочкой платежа до 5 лет, с подорожанием в год до 0,8 процента, а за пять лет удорожание составит всего 4 процента. Это в десятки раз меньше, чем уровень инфляции.

 

— Сейчас нередко можно услышать критику национальных проектов: нет конкретики, не описаны механизмы. Считаете ли вы проекты недоработанными, возможно ли внесение изменений в ходе их реализации?

— Когда первоначально были предложены нацпроекты и мы решали вопрос финансирования, то увидели, что необходимы дополнительные решения. Например, направление «сельский школьный автобус». Сегодня у нас огромное количество сельских детей добирается на чем попало в школу из небольших сел. Едут на тракторах, прицепах, тележках. Особенно это опасно зимой.

Мы посчитали, что необходимо решить эту проблему в рамках РФ, купили вездеходы, и  подвоз был организован.

Другое направление: выделение средств на приобретение наглядных пособий в школы. Сегодня в большинстве российских школ обучение платное, деньги собираются с родителей на ремонт, закупку мебели. Это неправильно. Я себе задаю вопрос: сегодня я могу и помогаю той школе, где учится мой ребенок, а могла ли это делать моя мама, у которой нас было трое? Вряд ли.

То, что сегодня происходит в школе, — это неправильно. Происходит расслоение учеников на богатых и бедных, дети из семей, которые не могут оказывать помощь школе, попадают в ущербную ситуацию.

Для решения этой проблемы мы внесли предложение на выделение из федеральных средств 2-3 миллиардов рублей. Помогут и регионы. В итоге в этом году российские школы должны будут получить около 5 миллиардов рублей.

 

— Конкретный вопрос: почему медперсонал на селе не отнесен к категории первичного звена? 

— Мы изучали этот вопрос и объяснения не нашли. В итоге было найдено решение: предполагается, что с 1 июля будет увеличена зарплата для этой категории.

Мы обнаруживаем много проблем и самое главное — отрабатываются механизмы их решения и национальный проект из «точечного» становится «системным».

Например, по проекту в области образования в отношении высшей школы, мы столкнулись с тем, что профессор, доцент, кандидат и доктор наук не входили в систему мер по повышению их социального статуса. Получается, что мы модернизируем высшую школу, но где здесь человек, который создает научную школу в вузе, преподает?

В итоге Госдума приняла решение о том, что с 1 ноября будут увеличены надбавки за кандидатскую и докторскую степень (докторская — 7 тысяч рублей). Это даст возможность оплачивать труд профессора на уровне 20 тысяч рублей.

 

  — В результате реализации национального проекта «Медицина», когда заработную плату повысили только участковым врачам и участковым медсестрам, возник большой разрыв оплаты труда с другими медицинскими работниками. Появилось недовольство узких специалистов. В городах наметился процесс перехода узких специалистов в участковые терапевты. Прорабатывается ли федеральной властью вопрос о повышении зарплат всем категориям врачей?

— Когда мы принимали решение о повышении оплаты труда первичному звену, куда входят участковые терапевты, педиатры, фельдшеры, то это делалось для того, чтобы решить проблему, которая наиболее злободневна.

Перед нами стоит задача оказания более качественных медицинских услуг, увеличения продолжительности жизни. Это требует выделения средств тому звену, которое работает с человеком.

Если говорить об узких специалистах, то принято решение о повышении их оплаты труда на 20 процентов. Учитывая, что будут повышаться тарифные ставки, то их зарплаты примерно в полтора — два раза.

Но нацпроект «Здоровье» рассчитан на несколько лет, за один год мы все проблемы не решим.

Узкие специалисты (люди, у которых зарплата должна быть больше, чем у специалистов первичного звена) должны получать зарплату за свой труд. Ведь там тоже не все однозначно, согласитесь: к одному врачу люди идут, а к другому нет.

Мы должны это учесть и выстроить систему, когда деньги «идут» за человеком.

Роженица приходит в консультацию и оставляет там свой талон, если только она в этой консультации наблюдается в течение 28 недель, так получают медики за свою работу дополнительные средства. Затем она получает новый талон, который через 28 недель может отдать тому роддому, который выберет самостоятельно.

Не секрет, что есть роддома, где услуги оказываются качественно, а есть проблемные роддома. Этот родильный сертификат позволит повысить оплату труда сотрудникам роддомов.

Когда мы говорим о медицинских центрах и оплате труда, то рассчитываем, что там хирурги будут получать высокую зарплату — 63-64 тысячи рублей в месяц.

В заключение могу сказать следующее. Реализуя нацпроект в сфере здравоохранения, нам удалось поднять престиж врачей, оказывающих больному первичную медицинскую помощь, педиатров.

Если брать статистику, то всего лишь 10-15 процентов врачей сегодня поменяли профиль работы. Параллельно с этим выделены средства на подготовку врачей первичного звена. Так как для того, чтобы укомплектовать по нормативам все участки, поликлиникам придется дополнительно готовить специалистов. Не секрет, что сейчас многие выпускники медицинских вузов не идут работать по специальности.

После решения проблемы профилактики заболеваний и первичной помощи мы будем заниматься и проблемами высокотехнологичной помощи.

 

 

Автор: Записал Алексей Безухов

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное