Наступает эра рабочего человека

Подготовка рабочих кадров в Пензенской областиНовый учебный год (2009 — 2010) пройдет под знаком подготовки рабочих кадров. Начинать будут с детского сада

И снова 1 сентября: белые банты, цветы, улыбки, торжественные напутственные речи. И звонок. Для кого-то первый, радостный – ведь школьная жизнь только началась. Для кого-то – грустный, потому что этот школьный год последний.
В этом году в российские школы пошло больше первоклассников, чем в прошлом, в Пензенской области – на тысячу человек. А вот с выпускниками ситуация по-прежнему неважная. Если в 2006 году школу закончили около 1,2 миллиона потенциальных студентов, то в 2009-м  их стало уже 900 тысяч, а через два года, как ожидается, в России будет всего 700 тысяч выпускников.
В 2009 году даже лучшие из частных вузов в регионах недосчитались около 15 процентов студентов, а кое-где прием сократился наполовину. Незаполненными остались около 3 тысяч бюджетных мест в 42 государственных вузах страны.
Что же касается организационных преобразований, то с 2010 года в российских вузах должна утвердиться двухуровневая подготовка специалистов: бакалавриат и магистратура. У каждого учебного года своя «фишка». В прошлый раз, безусловно, это был единый госэкзамен. Теперь наступает пора реализации национальной стратегии «Наша новая школа». На новый качественный уровень должна подняться  система профтехобразования.
Для нашего региона данная задача становится приоритетной. Региональное министерство образования берет на себя миссию напомнить обществу, что труд еще и категория нравственная. Наши дети не должны быть иждивенцами.  
… Учителя говорят, что, начиная год, они словно входят в незнакомый лес, где так легко заблудиться, потерять ориентиры, но компасом им служат детские глаза. Если умеешь в них смотреть, найдешь свой путь.
С праздником! С Днем знаний!

Система профтехобразования в последние годы медленно, но верно умирала. По объективным причинам.
Взять, к примеру, подготовку специалистов в области педагогики. Лет тридцать назад выпускник Пензенского пед­училища имел, по большому счету, равные права с выпускником пединститута. Сегодня специалиста без университетского диплома с охотой возьмут разве что там, где долгое время не могут закрыть ставку. Например, в сельскую школу, где нет учителя английского языка. Кроме того, в прежнее время шли в училище, потому что в семьях банально не хватало денег, а с профессиональным дипломом можно было начинать трудовую карьеру на несколько лет раньше.
Сегодня живем мы, слава Богу, лучше, а значит, дети и их родители все чаще выбирают традиционную модель образования: сначала школа, потом вуз. Тем более что поступить, например, в ПГПУ не проблематично. В этом году даже после трех волн зачисления остались бюджетные места.

Прецедент
Недавно Законодательное собрание  приняло решение о присоединении к ПГУ пяти колледжей промышленного направления – четырех в Пензе, одного – в Кузнецке. Еще два гос­университет поглотил чуть ранее. Сделано это было для того, чтобы сохранить в колледжах федеральное финансирование. Оставшись самостоятельными, они бы в скором времени перешли на региональный бюджет. Таковы планы Министерства образования и науки РФ. Поскольку переход на местное финансирование уготован еще девяти техникумам и колледжам, можно ожидать, что часть из них (строительного и агрономического профиля) в ближайшее время тоже отойдет к соответствующим вузам.
Другими словами, отныне пензенские университеты становятся учебными заведениями, в которых осуществляются все три этапа профессионального образования: начальное, среднее и высшее. Поступать сюда можно будет сразу после 9-го класса, и вуз последовательно поведет тебя к сияющим вершинам, то есть к получению диплома о высшем образовании. Понятно, что конкурировать с вузами бывшие СПТУ, где осуществляется двухступенчатое профессиональное образование, вряд ли смогут.
И такие объединительные процессы сегодня идут по всей стране.
На прошлой неделе президент РФ Дмитрий Медведев дал интервью ведущему  программы «Вести недели» Евгению Ревенко. Симптоматично, что после вопросов и ответов о самом главном событии прошлого учебного года – системе ЕГЭ – первое, о чем заговорил президент, это как раз о системе проф­техобразования.

К новым технологиям
Какой она сейчас переживает исторический период, лучше всего характеризует формулировка проблемы: «Будет ли сохранена эта система?».
Медведев ответил, что да, будет. Но для этого нужно, чтобы учебные заведения превратились в крупные центры, в которых профессиональное образование велось бы на самом высоком уровне. В них надо вкладывать деньги.
Собственно, эту же цель преследуют и 6 пензенских отраслевых ресурс­ных центров профессионального образования, которые 1 сентября начинают свою работу на базе бывших СПТУ.  
Один из них – по металлообработке – открывается на базе Пензенского строительно-коммунального техникума (в советское время – СПТУ № 5).
Но сначала позвольте лирическое отступление.
Сколько времени необходимо на то, чтобы в стоматологической клинике пожилому человеку сделали зубной протез? Пару недель. Техник с помощью гипса снимет нужный слепок, потом протез выполнят в керамике или металле, еще пару визитов к врачу по­требует доводка изделия до рабочего состояния.
Это, так сказать, традиционный метод, ручная работа.
На Западе для подобных целей уже давно применяют специальные станки на основе  CAD/CAM-систем. Клиент, прошу прощения за интимные подробности, открывает рот, вмонтированная в оборудование мини-камера передает изображение ротовой полости на компьютер. А тот с помощью программы рассчитывает оптимальные размеры необходимого протеза в трехмерном измерении. И дает команду станку выточить протез из заданного материала. Вся работа занимает два-три часа.
Врач выступает скорее как программист и только нажимает компьютерные клавиши.
Так вот, проблема наших ПТУ и СПТУ заключается в том, что из-за слабости материальной базы они передают молодому поколению профессиональные навыки времен Очакова и покоренья Крыма. Вместо моделирования на компьютере идет обучение дедовским технологиям работы с механическим инструментом. 
Ресурсные центры должны ликвидировать эту технологическую пропасть.

Подготовка рабочих кадров в Пензенской областиПриблизиться к производству
Масштаб перемен характеризуют капитальные вложения.
Например, Пензенский строительно-коммунальный техникум получает 60 миллионов рублей – пополам из федерального и регионального бюджетов. Деньги пойдут на переоборудование и ремонт электросварочной, газо­сварочной и электротехнической мастерских, сантехнической лаборатории и так далее. Только на покупку новых станков будет направлено 15 миллионов рублей.
– За 60 лет существования нашего учебного заведения это первое столь внушительное вложение средств в материальную базу, – говорит директор Пензенского строительно-коммунального техникума Таисия Дадаева. 
Причем станки не абы какие. В экспертный совет, который определял заявки на их покупку, вошли специалисты от пензенских предприятий «Тяжпромарматура», «Дизельмаш», «Волгостальмонтаж» и др. В ОАО «Пензтяжпромарматура» недавно появился компьютеризированный фрезерно-расточной станок стоимостью несколько миллионов евро. Так вот, в ресурсном центре будет его мини-копия.
Уже заказаны и станки на основе  CAD/CAM-систем. Только, конечно, работающие не в области стоматологии (пример с зубными протезами был приведен для наглядности), а в металлообработке. Педагоги колледжа уже прошли курсы повышения квалификации, в частности, по компьютерным технологиям на базе ПГУ.
Пензенским предприятиям нужны  высококвалифицированные специалисты. Но Министерство образования Пензенской области ставит более глобальную задачу. Ее озвучил заместитель министра Александр Воронков накануне нового учебного года.  Памятуя о четырех «и» президента Дмитрия Медведева, Александр Геннадьевич сформулировал принцип четырех «п»: профориентация, профильное обучение, предпринимательство, профессионализм.

Амбициозные планы
– Грош цена ресурсному центру, если он не будет вести работу во взаимосвязи со всеми образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, как минимум, на территории своего района, – говорит Александр Воронков. – Его педагоги обязаны прийти и в детские сады. Юные пензяки должны играть в рабочих и учителей, строителей и частных предпринимателей.
Речь, конечно, идет не о том, чтобы навязывать ребенку поведенческие модели. Но пусть в детских садах висят плакаты с изображениями рабочих, пусть воспитатели вспомнят советскую практику разучивания стихов о созидательном труде. Необходимо увести от иждивенчества молодое поколение. Идеально, если помимо диплома о высшем образовании юноши и девушки будут иметь и ремесло, которое всегда выручит.
– Предпринимательство надо тоже понимать в широком смысле, – говорит Воронков. – Мы должны воспитать молодого человека, который знает цену труду и не боится открывать собственное дело. 
Кстати, в строительно-коммунальном техникуме такие ребята есть. Например, Олег Ларионов. Он выбрал учебу в техникуме осознанно. Его папа – строитель тепловых систем, старшая сестра работает штукатуром-маляром. И, как предполагает Олег, сестра при желании, правда, с некоторой помощью семьи, может даже взять ипотечный кредит в банке. Олег учится и уже подрабатывает. Платят ему 700 рублей в день на обычных объектах, а на стройке у отца – по 500 рублей.
Но парень не собирается останавливаться на достигнутом.
– Я хочу изучить этот бизнес изнутри, а со временем открыть строительную компанию, где собираюсь стать генеральным директором.
Пензенские региональные отраслевые ресурсные центры будут готовить специалистов по следующим направлениям:
– строительное (на базе профлицея № 2);
– сельскохозяйственное (агротехнологический колледж);
– металлообработка (строительно-коммунальный техникум);
– швейное производство и сервисное обслуживание (колледж отраслевых технологий);
– организация питания (колледж пищевой промышленности и коммерции);
– предшкольное и дополнительное образование (профессионально-педагогический колледж).

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА, фото Владимира Гришина / "Пензенская правда" 1 сентября 2009, N 67

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное