Наследники Гефеста

Они – настоящие мужчины. Из тех, кто кует жизнь своими руками, в прямом смысле слова

Одинокое невзрачное здание на отшибе кузнецкого села Старый Кряжим. С первого взгляда и не поймешь, что здесь располагается кузнечная мастерская.

Ее хозяева, Кярим Янгуразов и Ильяс Юнкин, показывают свои владения не без гордости. Действительно, тут есть на что посмотреть: горнило, наковальня, высокие стены, увешанные инструментами, изящные кованые розы, лежащие на столе. Все это впечатляет. Тем более случайного человека.

А пять лет назад здесь было «разбомбленное» здание, в прямом смысле без окон и дверей. Наследство перестройки. Покупая эти «стены», Кярим и Ильяс не думали о кузнечном деле. О ковке металлов в то время они ничего не знали. Просто каждый хотел быть нужным своей земле, своему краю, хотел основать свое дело здесь, а не вдалеке от дома.

Все это удалось. Основанная пять лет назад компания «Кузнечный мир» признана командой профессионалов высочайшего класса. Чего стоит один только факт: информация о предприятии вошла в увесистый фолиант «Кузнецы России». Поволжье там представлено всего восемью организациями.

Учиться у дяди Толи

– Почему именно кузнечное дело? – Кярим улыбается. – Я 8-летним пацаном увидел фильм про мастеров ковки. Он запал мне в душу на долгие годы. Да и вообще – наше предприятие находится на территории Кузнецкого района, само название которого ассоциируется с этим мастерством. Пять лет назад я увидел в газете объявление о продаже специализированного оборудования – и загорелся. Стал названивать по указанным мобильным номерам в Челябинск. Оказалось – не зря.

Оборудование купили. Здание отремонтировали. Только… что дальше? Никто из ребят к наковальне ни разу в жизни не подходил. Знающие люди дали мудрый совет: научиться профессии можно только у настоящего кузнеца, день за днем перенимая его опыт. Дядя Толя был именно из таких. Местный мастер с полувековым стажем, он привычно брал в руки молот, плавно и размеренно ударял по наковальне. Зрелище завораживающее: в каждом движении – сила, жизнь. Хоть картину пиши! И дело пошло.

Спрос на искусство

Сейчас в «Кузнечном мире» работают восемь молодых ребят. Они пришли в мастерскую вскоре после дяди Толи – учиться. Сегодня это профессионалы.

– Конечно, нам есть куда расти, – говорит Кярим Янгуразов. – Говорят, что настоящим кузнецом можно стать после пяти лет работы, до того ты только ученик. Это как водителем можно считаться после 5 лет стажа за рулем. Потому что первые 2 года он ездит медленно, всего боится, следующие 3 лихачит, а вот после 5 лет начинает ездить нормально. Так же и у кузнецов. Нужно проработать немало, чтобы по-настоящему разбираться в металле.

– У нас все ребята одаренные, – продолжает Кярим. – Мастерство им передалось по наследству. Марат Бараев, например. Его отец – художник, талантливый резчик по дереву. То же самое у Али Абушева, Миши Горюнова… Если рука у отца хорошая – и у сына такая будет.

Слава о мастерах передавалась друг по другу. И заказы посыпались как из рога изобилия.

– Что мы делаем? Да все – от мебели и до садовых принадлежностей. Большой спрос на декоративные каминные решетки, лестничные перила, решетки на окна. Все – очень индивидуально. Ни одно изделие у нас за пять лет не повторялось точь-в-точь. Даже эти розы-подсвечники, если присмотреться, не похожи одна на другую.

Социально-ответственный бизнес

В каждом изделии остается частица души автора. Это чувствуется. Так что, по большому счету, дорогое оборудование этим ребятам не нужно. Машина – робот, поэтому произвести может только штамп. А они создают произведения искусства.

Хотя год назад вопрос о покупке оборудования был у руководителей производства на повестке дня. Коллеги из Витебска предложили им германские машины. Цена вопроса – 110 тысяч евро. Таких средств, тем более наличными, у бизнесменов не было: им пошла навстречу администрация Кузнецка, а конкретно – Агентство по поддержке предпринимательства. В то время «Кузнечный мир» был у «отцов района» на хорошем счету, хотя в начале пути в зарождающееся производство мало кто верил.

И когда администрация вышла на предпринимателей со встречным предложением: организовать выездной художест­венный класс по кузнечному делу – они встретили его с энтузиазмом. Не как формальный «ответный жест».

– Может, мы не очень «правильные», – улыбается Кярим, – но деньги для нас – вопрос второй. Главное – люди, дети. Мы понимаем, насколько важно направлять энергию ребят в нужное русло: увлечь их интересным делом настолько, чтобы они и думать забыли об улице и сигаретах. Мы сделаем для этого все.

Оправдывать фамилию

Выездной класс по кузнечному мастерству начал работать недавно – в сентябре. И к наковальне никого из 12 школьников пока не подпускают. Сначала им нужно освоить азы – рисунок, композицию, технику безопасности. Но глаза у ребят уже горят.

– Я буду оправдывать свою фамилию, – уверенно говорит Сережа Кузнецов. – Очень хочу научиться ковать!

Мальчишка показывает нам лист ватмана – там красуется черный массивный подсвечник. Его Сережа мечтает сделать своими руками.

– Кузнечное мастерство сейчас очень востребовано, но детей ему нигде не учат, – говорит Кярим Янгуразов. – Мы общаемся с коллегами из других регионов и знаем это не понаслышке. Если даже половина из этих мальчишек решат остаться в профессии – у нас есть достойная смена.

А еще в совместных планах отдела организации культурно-досуговой деятельности Кузнецкого района и предпринимателей – создать авторскую программу выездного класса по кузнечному делу. Пока это только прикладное отделение на художественном. Так что искры, несколько лет едва тлеющие в кузнечной мастерской Кряжима, начинают разгораться все ярче.

В субботу (1 ноября 2008) в музее-усадьбе А.Н. Радищева открылась сувенирная лавка. Большую часть экспозиции занимают изделия «Кузнечного мира». Теперь их подсвечники и подковы разойдутся по всей России.

Автор: Ирина ПАРШИНА, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное