Мне бы таблеточку! И подешевле

Лекарства в Пензенской областиТеперь каждый из нас может призвать аптеки к ответственности, если они завышают цены на лекарства

Все помнят осенний ажиотаж вокруг противогриппозных препаратов. Цены на лекар­ства безбожно накручивали. «Арбидол», который раньше стоил 220 рублей за 10 капсул, в некоторых аптеках предлагали за 500. Возмущались все – от бабушек на лавочках до высокого начальства. Но что толку? Действующее законодательство влиять на ситуацию не позволяло.

Чиновники от Минздрава называли целый ряд проблем, которые связывают их по рукам и ногам. Например, отсутствовали:

– государственный реестр цен на жизненно необходимые лекарства;

– официально утвержденные правила расчета затрат на производство препаратов; 

– ответственность за уклонение от регистрации цен на медикаменты и за то, что они завышаются.

Кроме того, регистрация отпускных цен носила не обязательный, а заявительный характер.

И хотя этот вопрос зрел и требовал решения десятилетиями с момента перестройки, только полтора года назад, с возникновением мирового финансового кризиса, стало очевидно: если ничего не менять, страна останется без доступных для населения лекарств.

Бизнес есть бизнес?

Теперь в России стали контролировать наценки на жизненно важные препараты. Сейчас в перечень таковых входят 500 международных непатентованных наименований (МНН). Но поскольку они служат для идентификации не самого лекарственного препарата, а активных веществ в его составе, то многие МНН объединяют в себя сразу несколько привычных нам торговых названий. Например, МНН  «метамизол натрия» – это и анальгин, и пенталгин, и тетралгин и т.д. 

Так что фактически число жизненно важных препаратов увеличивается до 5,5 тысячи – это почти треть фармрынка страны. Цены на этот широкий поток лекарств и будет контролировать государство.

Впрочем, оно их и раньше контролировало. Однако скорее в теории.

Прежде государство не вмешивалось в то, каким образом производители регистрируют цену на свой товар. И поэтому ничто не мешало им заявить, что некий препарат стоит, скажем, 500 рублей, тогда как его себестоимость 100. А 20 процентов фармпроизводителей вообще не регистрировали цены – это по закону не преследовалось.

Вот и неслись цены вверх, как космическая ракета к звездам. «Ничего личного. Бизнес есть бизнес».

Все зависит от нас

С 1 января 2010 года на федеральном уровне всех производителей (как российских, так и зарубежных) обязали зарегистрировать цены на лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых.

– Поначалу дело не двигалось: еще месяц назад было зарегистрировано всего 15–20 процентов наименований, – говорит замминистра здравоохранения и социального развития Пензенской области Александр Назаров. – Дело в том, что механизм регистрации был сложным. Теперь он разъяснен: процесс стал максимально прозрачным. И сегодня цифры выросли почти до 100 процентов.

После 1 апреля (2010) все зарегистрированные цены будут вывешены на сайте Росздравнадзора РФ. Областной Мин­здрав его обработает, дополнит наценками, действующими для розницы и оптовиков на территории нашего края, и опубликует на своем сайте. Вот от этого документа и будут «плясать» аптеки. Превышение значений, указанных в нем, будет преследоваться по закону. Другими словами, прошлогодней ситуации с «Арбидолом» по 500 рублей не может быть по определению. 

– Мы направили письма во все аптечные учреждения области. Информация о ценах на жизненно важные препараты после 1 апреля должна быть доступна каждому покупателю, – объясняет Александр Владимирович. – На стене она не поместится – все-таки 5,5 тысячи наименований. Видимо, это будет книга или большой информационный лист, потребовать который сможет каждый покупатель.

Если цена завышена – жалуйтесь! Теперь аптекам грозит серьезное наказание – вплоть до приостановки деятельности на срок от трех до шести месяцев.

По закону аптечное учреждение может быть проверено не более двух раз за пять лет. Но если у Минздрава или прокуратуры будет звонок-сигнал (лучше подтвержденный документально –  чеком), то учреждение обязательно будет наказано. Так что сейчас цены на лекарства зависят и от нашей с вами бдительности.


Куда обращаться?

Если при покупке жизненно необходимых препаратов вы обнаружили завышенные цены, звоните в органы прокуратуры по месту жительства. Кроме того, можно звонить в Управление Росздравнадзора по Пензенской области (тел. 44-74-93) и в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области (тел. 55-87-68 или 48-74-95).

Автор: Ирина БАЛАШОВА, фото Владимира Гришина / "Пензенская правда" 2 апреля 2010, N 23

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное