Менять мир или открывать закусочные?

Ученый, изобретатель. Сегодня в России эти звания не относятся к разряду особо почетных. Но прогресс держится на них

Есть в России вечные темы. Плохое качество дорог, например. Своеобразие наших чиновников. И, конечно же, особо непростая судьба русских изобретателей, которую лучше всего характеризуют слова из Библии: «Нет пророка в своем отечестве».
Охота за русскими мозгами давно стала почти видом спорта для западных государств. Еще бы! Замыслы, рожденные российскими умами в разных областях науки и техники, намного опережали и продолжают опережать самые смелые идеи Запада.

Мы и они

Родоначальник американской авиации – русский ученый Игорь Сикорский. Первые телевизоры появились благодаря Борису  Рогозину и Владимиру Зворыкину. Первые магнитофоны создал русский эмигрант Александр Понятов. Немногие знают, что и персональные компьютеры первым придумал Арсений Горохов.
А наши достижения в космосе? В медицине? Атомной энергетике?
Однако по части внедрения разработок в жизнь – беда.
Заслуженный изобретатель РФ, доцент кафедры физики и директор центра инноваций Пензенской государственной технологической академии Петр Харитонов приводит такие данные. Из ста российских изобретений в производство внедряется лишь один процент. Тогда как в Америке – 35 процентов, в быстро развивающемся Китае – 30. В России ежегодно патентуется 28 тысяч изобретений. Для сравнения: в США – 228 тысяч, в Китае – 240 тысяч.

Что новенького?

Каждый ученый мечтает изменить мир к лучшему. И пензенские изобретатели не исключение.
Петр Харитонов демонстрирует ветроэнергетическую установку. В основе – классический ветряк. Но он не муку мелет, а крутит генератор – вырабатывает электроэнергию. Если несколько таких установок водрузить на крышу многоэтажки, можно получать дармовое электричество.
В 2007 году проект Петра Харитонова участвовал в общероссийском конкурсе «Старт». Изобретатель получил 750 тысяч рублей на реализацию.
Пока ветрогенератор существует в единственном экземпляре. Красуется возле дома  своего создателя. Но с 2009 года планируется промышленный выпуск пензенских установок.
К сожалению, изобретение наших ученых имеет смысл устанавливать там, где среднегодовая скорость ветра – 15 метров в секунду и выше. Это характерно для приморской зоны и  возвышенностей. В низменной Пензенской области среднегодовая скорость ветра – 4,8 метра в секунду.
На очередной конкурс «Старт» центр инноваций ПГТА представит два проекта. Радиопередающий флюгер с виду обычный, но (и в этом соль) он соединен с вашим персональным компьютером. И теперь, собираясь на работу, вы можете в режиме он-лайн узнать температуру воздуха на улице, скорость и направление ветра, радиационный уровень. 
Второе ноу-хау из области промышленного производства. Сегодня внутренняя поверх­ность длинномерных труб обрабатывается по старинке – методом погружения в огромную ванну с нужным раствором. Харитонов додумался помещать трубу в специальный герметичный контейнер и как бы продувать раствором. Качество работы выше, расход материалов меньше, и рабочие не дышат вредными испарениями.
Тридцать лет Петр Харитонов собирал старинные вещи, чтобы создать в Пензе музей науки и техники. Идея до сих пор не воплощена в жизнь...
А сколько его изобретений остается только на бумаге! И все-таки он верит в успех.
– Раньше ко мне обращались в основном с предложениями типа «Придумай что-нибудь такое, на чем можно быстро заработать деньги». Я в таких случаях советовал: «Откройте закусочную». А теперь все чаще слышу: «Хочется вложить средства в проект, нужный людям, оставить о себе добрую память». Едва ли наше государство, – добавляет ученый, – заинтересовано в том, чтобы превратиться в рынок сбыта китайского ширпотреба. А значит, правительство и бизнес будут вкладывать деньги в производство на базе отечественных технологий.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное