Лихой бизнес

Отменяя лицензирование таксомоторных перевозок, законодатели даже не предполагали, что это обернется такой бедой

Ежедневно на улицы Пензы выезжает не меньше полутысячи машин легкового такси. Более точную цифру сейчас вряд ли кто сможет назвать, ведь количество фирм, занимающихся этим бизнесом, растет с каждым днем. При этом качество оказываемых услуг зачастую оставляет желать лучшего.
Полного порядка в такси не было никогда. Вот данные столичного мониторинга: «В Моск­ве за 9 месяцев произошли 143 аварии с участием таксомоторов. Пассажир, воспользовавшись услугами такси, обязательно сталкивался со злоупотреблениями и грубым отношением шоферов, носившими массовый характер. Десятки таксистов откровенно заявляли, что зарплата их не интересует, так как основным источником дохода являются чаевые и обсчет пассажиров…».
«Подумаешь, Америку открыли! Это давно всем известно», – скажет читатель и будет абсолютно прав. Ведь это цитата не из пресс-релиза столичного ГИБДД, а из исторической справки за 1936 год. Впрочем, вскоре известными мерами порядок был наведен, но продержался он недолго.
В начале 90-х госпредприятия такси дышали на ладан по причине низкой платеже­способности населения и возросшей конкуренции. Нужда заставила сесть за руль такси оставшихся без зарплаты инженеров и учителей, рабочих и ученых. В ту пору личные авто кормили не одну тысячу семей. «Потаксерить» ночку после работы было нормой.
С введением лицензирования ситуация начала исправляться. «Частников» стали «выживать» административными мерами. Вместо них на улицы пришли фирмы такси. Однако допускали до работы не всех. Получить лицензию, имея в распоряжении десяток потрепанных временем «копеек», было невозможно. Под давлением надзорных служб частные таксопарки начали покупать новые авто. Некоторые из них устанавливали в свои такси счетчики. И, вероятно, не было бы сейчас никаких проблем с такси, если бы этот вид бизнеса не перестал лицензироваться, а на деле – контролироваться.

Сервис

Сегодня услугами такси хотя бы раз в месяц пользуется каждый взрослый пензенец. В зависимости от расценок фирмы за 60–80 рублей можно проехать из центра города на окраину или наоборот. Вот только, набирая телефонный номер диспетчера фирмы такси, никто не может быть уверен, в сколь благоприятных условиях пройдет и насколько безопасной будет поездка.
По действовавшим прави­лам лицензированная фирма-перевозчик перед выпуском машины в рейс обязана провести ряд процедур. Шофер должен был получить медицин­ское заключение о самочув­ствии и прослушать инструктаж руководителя фирмы, а его машина тем временем – пройти техосмотр. Только после этого водитель получал путевой лист и лицензионную карточ­ку. Фирмы перевозчики, где и сегодня выдерживается этот порядок, можно сосчитать по пальцам. Но ведь именно эти меры были призваны гарантировать пассажиру качество и безопасность.
Отмена лицензирования привела к тому, что все чаще по вызову приезжают машины-доходяги с грязными салонами, пропахшими бензином. Но это, оказывается, уже стало нормой. По крайней мере, в этом пыталась уверить нашего читателя Сергея Шмакова диспетчер одной фирмы такси. Услышав отказ от поездки в таком авто, она потребовала за «ложный вызов» 30 рублей.
«Из проверенных 189 машин такси 104 были неисправны (63,6%), а 9 – даже опасны для движения…». Это тоже «привет» из Москвы 1936 года, но, согласитесь, есть в этих словах что-то до боли знакомое.

Бизнес по-русски

Чтобы докопаться до причины этой проблемы, далеко ходить не надо. Все дело в том, что вложенные в такси деньги могут приносить прибыль больше 300% в год! Чтобы это рассчитать, нужно лишь позвонить в фирмы, занимающиеся таксомоторными перевозками. Многие из них дают объявления о наборе водителей. Условия работы везде примерно одинаковые: садясь за руль, шофер должен отдать организации за смену от 500 до 800 рублей, все остальное (за минусом бензина) – его заработок (в среднем около 1000 рублей). То есть получается, что с каждой машины фирма имеет более 200 тысяч рублей в год. И при этом неважно, какое авто работало – старенькое или новое. Поэтому некоторые бизнесмены придерживаются принципа: если нет разницы, то зачем платить больше? И вместо того чтобы приобрести за 200 тысяч одну новую машину, берут четыре старые. Но это еще половина беды.

Эх, прокачу!

«Таксомоторы на стоянках брались прямо «с боя». Да и сама поездка в такси грозила пассажиру новыми неприятностями. Прежде всего он рисковал попасть в аварию из-за низкой квалификации и отсутствия дисциплины у водителей…». Это снова Москва 1936 года.
А в Пензе 2007 года, стараясь заработать побольше денег, водители такси днюют и ночуют за рулем. Им не то что машину или салон привести в порядок – самим помыться некогда. От продолжительной работы притупляется зрение, внимание, а некоторые засыпают за рулем.
Участником такого происшествия однажды довелось стать и автору этих строк. В вечернее время такси, проезжая по улице Окружной, собрав кустарник у дороги, съехало в кювет. По счастливой случайности на нашем пути не оказалось столбов. Таксист тогда честно признался: «Задремал… Вторые сутки за рулем…».
Примечательно, что как таковой статистики аварийности машин такси сейчас не ведется. Ведь многие авто превращаются в такси одной лишь установкой рации!

Куда пойти?

Что самое интересное, пожаловаться на таксистов некуда! Сегодня для создания фирмы такси надо лишь встать на учет в налоговую инспекцию. Туда и в отдел по защите прав потребителей советуют обращаться в таких случаях люди знающие. Ведь ведомств, контролирующих деятельность таксомоторных фирм, нет. Но как доказать факт проезда в том или ином такси, если чеки выдают всего в двух-трех фирмах?
Впрочем, в этой части вскоре все должно измениться. На днях Управлением федеральной налоговой службы по Пензенской области был распространен документ, обязывающий «организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере перевозок пассажиров в режиме легкового такси, при осуществлении наличных денежных расчетов использовать контрольно-кассовую технику». Но когда эти нормы будут применены во всех такси – неизвестно.

Надо захотеть!

Отменяя лицензирование предприятий, занимающихся таксомоторными перевозками, законодатели, несомненно, руководствовались лучшими намерениями. Ведь, по идее, чем меньше над предпринимателями довлеют контролирующие органы, тем больше у них должно быть возможностей для развития бизнеса. И в ряде регионов этими послаблениями бизнесмены воспользовались: пополнили парк новыми машинами, строят гаражи и мастерские.
И фирмы борются за клиентов, соревнуясь друг с другом уже не столько в ценах, сколько в качестве услуг. Так, в соседней Самаре есть «Женское такси», где все шоферы – женщины, есть «Детское такси», рассчитанное на перевозку детей и оснащенное детскими креслами, «Эконом-такси» – машины-малолитражки с очень низкими ценами. Конечно, есть и в нашем городе фирмы такси, с которых можно брать пример. Но таковых, к сожалению, меньшинство.
Может быть, пора уже в Пензе навести в этом бизнесе порядок? Для начала, например, наложить вето на использование в легковом такси старых машин. Это непросто, но вспомните, какие проблемы были в Пензе с маршрутками! Какие «газели» ездили по городу еще пять лет назад, какое отношение было к пассажирам… И посмотрите сейчас: новые, со шторками на окнах машины, а сколь вежливы стали водители! Значит, можно, если очень захотеть.

(В материале использованы исторические данные с портала «Таксопарк»).


Сегодня услугами такси хотя бы раз в месяц пользуется каждый взрослый пензенец. Вот только, набирая телефонный номер диспетчера фирмы такси, никто не может быть уверен в безопасности поездки.

Автор: Дмитрий ГУЛИН, фото автора и Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное