Кредиты входят в моду

Из крайности в крайность 

Поначалу население отнеслось к нововведению с недоверием.

Для этого были и объективные причины. В деревне трудно найти поручителей, у которых был бы постоянный, солидный заработок. Не говоря уже о залоговой базе, которой начинающие владельцы КФХ и ЛПХ зачастую просто не имели.

Сейчас товарные кредиты вошли в моду. И сразу начались проблемы другого свойства. Как признаются специалисты Пензенского филиала ОАО «Россельхозбанк», порою вместо заявленных целей сельхозпроизводители покупали личные автомобили, бытовую технику, мебель и т.д. Губернатор жестко потребовал от местных властей навести в этой сфере порядок.

На днях мы побывали в Башмаковском районе. 

Дома правительства — в залог! 

Первый вопрос — залоги. Местные власти решили проблему, создав  фонд, в который вошло ликвидное районное и муниципальное имущество. (Лирическое отступление. В соседней Мордовии в подобный фонд глава  республики Николай Меркушкин внес даже Дом правительства.) Затем главы сельских администраций под свою гарантию искали для владельцев КФХ и ЛПХ поручителей-бюджетников: учителей, врачей, самих же чиновников, то есть людей, имеющих приличную зарплату.

И дело пошло. С начала реализации нацпроекта в районе уже выдано 160 кредитов на сумму почти 17 млн. рублей. Заявки продолжают поступать. Основная масса заемщиков — владельцы личных подворий.

Что касается нецелевого использования кредита, то все лазейки, уверяют башмаковские руководители, перекрыты. Заемщик предоставляет в банк договор купли-продажи на скот, если приобретает стройматериалы — чеки. Более того, на каждый договор ставится печать сельсовета. Таким образом, глава несет личную ответственность за каждый договор.  

Специалисты Россельхозбанка со своей стороны тоже заверили, что все под контролем. Они по документам отслеживают выполнение договорных условий. И если «всплывет» подлог,  кредитный договор будет расторгнут досрочно, а заемщику придется вернуть деньги. Плюс на него наложат штраф в размере 10 процентов от суммы кредита.

Голос народа

Владелец подворья из села Митрофаново Николай Цацин рассказал, что долго его уговаривать не пришлось. В мае без особых хлопот получил в Россельхозбанке кредит на 140 тыс. рублей (под 14 процентов годовых с отсрочкой основного платежа на год). 12 процентов компенсируют федеральный и областной бюджеты.

Головной боли с поручителями не было, их помогли найти в районной администрации. Закупил 50 голов молодняка свинок на откорм. За лето набрали вес под 70 кг. Получил и первый опорос. Через месяц-полтора, говорит, начнет реализовывать мясо.

Уверен, что с кредитом расплатится, но прибыль будет минимальная. Николай сетует на то, что когда брал кредит, рассчитывал на одну цену, которую выручит за мясо, а сегодня она упала рублей на десять. Николай, да и не он один, никак не возьмет в толк: почему на все кругом цены дорожают, а на сельхозпродукцию, наоборот, падают. И искренне удивляется такому парадоксу. И все же не опускает руки. Говорит, все равно выгода есть, хотя и не та, на которую рассчитывал.

Твердо решил на будущий год, когда расплатится с кредитом, расширять хозяйство, зарегистрировать КФХ. Резонно замечает: для того чтобы заниматься хозяйством всерьез, 140 тысяч — не деньги. Как минимум нужен кредит на миллион. Только вот, чешет в затылке, где взять поручителей, имеющих солидный доход, который требует банк под эту сумму?

Мы скромно киваем в сторону директора агентства по поддержке предпринимательства Любови Канеевой. Та, поняв намек, пообещала, что поручителей для Николая обязательно подыщет.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное