Как "Победе" победить грязь?

Чистота рек Пензенской области – под угрозой

Секрет здоровья и долголетия наших предков заключался в гармонии с окружающим миром: человек потреблял то, что давалось природой, без технических посредников.

Поэтому в те времена никто и в голове не держал, что можно отравиться колодезной водой или собственноручно выращенной морковкой…

Пяша многострадальная

Поселок с гордым названием Победа (несколько лет назад он вошел в черту Пензы) строился около воды. Речка Пяша, вдоль которой без малого сто лет назад стали появляться первые избы, брала свои воды из лесных болот и родников. В летнее время деревенские мальчишки целыми днями пропадали на речке: купались, рыбу ловили. Долгое время ни колодцев, ни скважин в поселке не было, речную воду пили, использовали для готовки.

Шло время, множились познания человека, строился промышленный оплот Советского Союза. В 60-е в эксплуатацию пустили первые зареченские заводы. Решено было, что отработанная техническая вода потечет через Пяшу. Но жители Победы грудью встали на защиту своей поилицы. Пустить промышленные стоки через лес запретило лесничество.

Тогда сильные мира сего поступили по принципу «ни нашим, ни вашим» и для сливных вод прокопали траншею на границе населенного пункта и леса. В результате нарушилось естественное русло Пяши, речка постепенно сместилась и потекла по искусственному каналу. Именно тогда в Победе стали появляться первые колодцы и водокачки.

Вода в новой Пяше не шла ни в какое сравнение с преж­ней. Но на помощь сельчанам пришли природные механизмы: в окрестных болотах вода отстаивалась, фильтровалась и в речку бежала относительно чистой. Для огорода, баньки, скотины годилась.

Новое поколение деревенских мальчишек продолжало купаться и ловить рыбу, которая, правда, стала заметно мельче.

По речной воде можно было судить о состоянии промышленности в Заречном. Пока заводы работали стабильно, в реке даже травы не было. А в 90-е годы берега заросли, рыбы стало больше.

Несколько раз жители Победы относили речную воду на экспертизу. Им говорили, что есть превышения по солям тяжелых металлов, но в принципе – ничего опасного.

Чаши переполнились

Промышленные воды Заречного, прежде чем попасть в Победу, соединяются со стоками поселка Лесного, которые раньше проходили через очист­ные сооружения исправительного учреждения
ИК-4. В Пяшу отработанная вода поступала относительно чистой.

В 2007 году очистные сооружения колонии перешли на баланс Пензы. К тому времени техника уже требовала срочного дорогостоящего ремонта.  Два года ни одна ремонтная организация не соглашалась взять сооружения на баланс и привести их в порядок. Стоки канализации из колонии и поселка все это время копились в резервуарах.

То ли чаши этих резервуаров переполнились, то ли (по версии пострадавших) была проложена дополнительная труба, через которую отходы жизнедеятельности, минуя бесполезные очистные сооружения, потекли напрямую в Пяшу, но в этом году населению Победы пришлось узнать, что такое по-настоящему грязная вода. В конце зимы от речки пошел тяжелый «канализационный» запах, и без всяких экспертиз стало видно, что в воде плавает такая дрянь, рядом с которой соли тяжелых металлов отдыхают.

Стоит ли овчинка выделки?

Наблюдать, как речка постепенно превращается в открытый приток  канализации, кроме жителей Победы вынуждено сейчас население поселков 10-я артель и Новая жизнь Бессоновского района.

Недавно ООО «Водремстрой» наконец-то согласилось взяться за восстановление очистных сооружений. Правда, пока не решено, что легче: реставрировать их или отстроить заново.

Относительно сроков окончания работ внятного ответа жителям не дали. Побывав на очистных сооружениях, я поняла, почему. Даже мне, человеку неискушенному в вопросах ремонта, стало понятно, что все очень плохо: безнадежно проржавевшие трубы, по­трескавшиеся стены, греющиеся на перекрытиях ужи – ощущение полной заброшенности и разрухи.

Рабочие считают, что ремонт затянется не меньше чем на год.

В администрации Железнодорожного района Пензы сообщили, что есть и третий вариант: от улицы Чаадаева до поселка Лесного можно «нарастить» водопроводные и канализационные трубы, тогда отходы колонии и Лесного потекут в городскую канализацию. Решится вопрос с питьевой водой для Лесного, которая на настоящий момент низкого качества. Но для этого потребуется немалая сумма (десятки млн. рублей), которая в бюджете города на этот год не заложена.

Так что порадовать или хотя бы обнадежить жителей Победы и двух других поселков пока нечем.

Конец радости

Самое неприятное для жителей Победы заключается в том, что централизованного водоснабжения в поселке нет. Питьевую воду берут из колодцев или скважин, которые расположены в 30 – 40 метрах от реки. А где гарантия, что отравленная вода из Пяши не смешается с грунтовыми и подземными водами? А в том, что вода отравлена, сомнений нет. Уже были случаи, когда, попив из реки, заболевала и даже дохла скотина.

Вопрос с водопроводом решается, но это тоже займет время. А как быть этим летом? Чем поливать огород, поить живность? Где купаться и ловить рыбу ребятне?

Старожилы в создавшейся ситуации видят угрозу будущему росту и процветанию Победы. Когда поселок включили в черту города и решился вопрос с регулярным транспортом, сюда потянулись семейные пары с детишками. Они стали покупать дома, земельные участки, строиться.

– А вдруг экологическая проблема приведет к тому, что молодежь испугается за здоровье своих детей и начнет искать места, где почище? – поделилась опасениями председатель поселка Тамара Левцова.

В числе тех, кто намеревался обосноваться в поселке, – Алексей Адаев. Шесть лет назад он переехал сюда вместе с семьей и на берегу Пяши отстроил маленькую семейную зону отдыха: банька, беседка для чаепитий, детская площадка.

По утрам, зимой и летом, Алексей плавал в речке. После одного из таких купаний в начале марта он ощутил кожный зуд, который до сих пор не проходит.

– Банька стоит бесхозная, пить чай около вонючей  речки невозможно, – жалуется теща Алексея Анна Евдокимовна.

Когда возобновятся маленькие семейные радости семьи Адаевых, сказать трудно. Но в Пяше еще долго нельзя будет ни купаться, ни рыбу ловить.

P. S.

Абсурдность ситуации заключается в том, что виноватых в создавшейся ситуации фактически нет.

Даже Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды не может предъявить никаких санкций за вред, нанесенный природе. По правилам, штрафуют того, кто отвечал за объект. Но от злосчастных очистных сооружений все открещиваются.

А самое страшное, что такой случай не единичен. Соответствующие организации весьма озабочены состоянием канализационных систем, которые сейчас ремонтируются в 4 раза чаще, чем водопроводные.

Думаю, не стоит описывать, во что превратится город, если канализация окончательно выйдет из строя. А это вполне может произойти, если в ближайшее время не озаботиться состоянием различных коммуникаций.


Очистные сооружения окончательно вышли из строя.

Грязную мутную жидкость язык не поворачивается назвать водой.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА, фото автора / "Пензенская правда" 9 июня 2009, N 43

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное