Из кризиса вывезет транспорт

Левитин и РапотаРазвитие логистики и дорожного сообщения снизит безработицу и цены

Министерство транспорта России в 2009 году намерено предпринять антикризисные меры в своей сфере. Это станет началом реализации утвержденной в начале декабря транспортной стратегии РФ до 2030 года. Губернаторы областей, входящих в Приволжский федеральный округ, и чиновники от Мин­транса обсудили антикризисный план на заседании совета при полпреде президента в ПФО 11 декабря в Пензе.
Приволжский федеральный округ является одним из ключевых элементов транспортной системы России. Центр европейской части страны – перекресток важнейших международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад». Поэтому ПФО и занимает первое место в России по грузообороту автотранспорта.

На 20 лет вперед
Транспортная стратегия РФ призвана решить несколько глобальных задач: ускорить и удешевить перевозки, повысить производительность и рентабельность транспортной системы, в разы снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Транспортная стратегия утверждена до 2030 года и рассчитана на несколько этапов. В первую очередь планируется реализовать систему мер по предотвращению последствий кризиса – это подготовительная стадия. Министр транспорта России Игорь Левитин заверил, что она разработана после тщательного анализа ситуации по всему транспорту во всех регионах и направлена на оптимизацию перевозок, а также привлечение кадров в сферу.
– Экономический кризис – это очень подходящий момент, чтобы строить дороги, – считает губернатор Пермского края Олег Чиркунов. – Развитие транспортной инфраструктуры рассматривается правительством России как хорошая возможность загрузить работой тех, кто остался не у дел в этот сложный период. И, конечно, для реализации инвестпроектов в рамках стратегии это очень важно.
Для каждой области определен свой перечень приоритетных инвестиционных проектов в сфере транспорта. Для пензенского региона обозначены четыре.
Во-первых, планируется строительство двух обходов вокруг Пензы – северного и восточного.
Во-вторых, предполагается возведение логистических комплексов в районе пензенского аэропорта и в Богословке Пензенского района.
В. Артяков– Необходимо, чтобы Приволжский федеральный округ функционировал как единый логистический центр, – высказал предложение губернатор Самарской области Владимир Артяков, который возглавлял рабочую группу по  проработке вопроса о перспективах развития транспортной инфраструктуры ПФО  к заседанию Совета. – Требуется сформировать не только дорожную сеть, но и построить терминальные комплексы.
Это позволит реализовать производственный и транзитный потенциалы региона.
Сейчас на территории ПФО нет  комплексной логистики: 80 процентов импорта, предназначенного округу, обслуживают Москва и Санкт-Петербург. Кроме того, нынешняя плохая дорожная инфраструктура ведет к тому, что транспортная составляющая в себестоимости продукции в итоге достигает 12 – 15 процентов против 7 – 8 в развитых странах, а средняя скорость перемещения грузов по стране – 200 – 300
км/день, тогда как в Европе этот показатель равен 1000 км/день. Формирование единого логистического центра в Поволжье будет способствовать снижению себе­стоимости продукции.

Точка опоры
Участники заседания отметили также, что в последние месяцы наблюдается падение объема перевозок. Регионам предложено разработать проекты для урегулирования ситуации. Минтранс обещает найти деньги на реализацию самых удачных предложений.
–  Развитие транспорта может послужить той точкой опоры, которая поможет поддержать промышленность, – заявил на заседании Совета полпред президента в ПФО Григорий Рапота. – Мировой опыт показывает, что в кризисные периоды именно развитие транспортной инфраструктуры поддерживало экономику в целом.
Однако текущая ситуация в автодорожной инфраструктуре выглядит удручающе. Две трети автодорог РФ не соответствуют нормативным требованиям. Неразвитость дорожной инфраструктуры объясняется тем, что еще десять лет назад автомобильный транспорт рассматривался в основном как средство местного сообщения, а главная нагрузка ложилась на железные дороги, поэтому сеть федеральных трасс до сих пор не сформирована.
На начало 2008 года количество легковых автомобилей у населения  ПФО составляло 5,4 млн. штук. А темпы прироста протяженности автодорог страны в пять раз ниже темпов увеличения количества машин у населения. Поэтому в протокольном решении Совета среди приоритетов развития транспорта в ПФО значится повышение пропускной способности основных магистральных направлений транспортной сети.
– Если говорить о магистральных дорогах, то их качество нужно улучшать повсеместно, – считает губернатор Саратовской области Павел Ипатов. –  На территории Саратовской области мы начинаем делать межпоселковые дороги. Часть из них будет проходить через границу с Пензенской областью. И, конечно, я считаю, что у нас должен быть дух соревновательности – у кого покрытие лучше. Мы же соседи и видим, что в Пензенской области  хорошее покрытие дорог. Поэтому в последнее время  серьезно увеличиваем средства, вкладываемые в дороги.
М. ШаймиевОднако сейчас вопрос стоит несколько иначе: не увеличивать, а хотя бы не сокращать бюджеты на развитие дорог. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев подтвердил, что объемы дорожного строительства в республике снижаться не будут.
– Для Татарстана дороги очень важны, но прокладываются не теми темпами, как хотелось бы, – отметил Шаймиев. – Это очень дорого для республики, поскольку у нас  нет собственной щебенки – вся привозная.
Почти все губернаторы поспешили сделать заявления о том, что приложат максимум усилий, дабы не секвестировать расходы на строительство и ремонт дорог. Главы регионов расчитывают, что их усилия оценят в федеральном центре и потому помогут их области дополнительными деньгами в рамках антикризисных мероприятий. Поскольку единый поволжский логистический центр – это, конечно, хорошо, но в итоге максимальный финансовый выигрыш получит именно тот регион, который быстрее сформирует собственную современную транспортную инфраструктуру.
Мнение
Дорожные тромбы
Дороги справедливо называют кровеносными артериями экономики. И если в эти артерии попадает тромб, экономическая активность резко падает.
– В ближайшее время, – предупреждает председатель СПК «Петровский» Иван Фирюлин, – область столкнется с серьезнейшей проблемой.
После завершения реконструкции сахарных заводов они в разы увеличат приемку и переработку корней. Ставится задача довести производство сахарной свеклы до 3 млн. тонн. Для этого придется приобретать автомобили более солидной грузоподъемности – до 40 тонн. Наши же дороги ограничивают загрузку автомобилей до 6 тонн на ось.
Поэтому проблему строительства современных качественных дорог, которые бы обеспечили пропуск большегрузных автомашин, властям и дорожным службам нужно решать уже сегодня. Иначе это может стать еще одной реальной причиной свертывания производства такой стратегической культуры, как сахарная свекла.
Дороги в ПФОСлева — Введено в действие автомобильных дорог общего пользования в 2007 г. (км)
Справа — отремонтировано автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 2007 г. (км)

1. — Самарская обл.
2. — Саратовская обл.
3. — Нижегородская обл.
4. — Пензенская обл.
5. — Ульяновская обл.
6. — Республика Мордовия

Автор: Иван ОКОРОКОВ, фото Владимира Гришина / “Пензенская правда” 16 декабря 2008, N 100

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное