Ищите сердцем
Течет в лесной глуши святой источник, и дорога к нему не всякому открываетсяБатюшка Сергий живет в небольшом приходе почти отшельником, но очень любит общаться с молодежью. Несмотря на скромность быта, гостей здесь всегда ждет стол, ночлег и душевная беседа.Лет восемь назад сельский агроном рассказал отцу Сергию такую историю.– Сдавал я, значит, научный атеизм в совпартшколе. Открываю книгу, смотрю: самая верующая область – Пензенская. Я заинтересовался этой не всем доступной тогда статистикой. Смотрю дальше: самый верующий район – наш, Земетчинский.И в самом деле, отношение к вере, к православию, даже к приходскому батюшке, наконец, в Земетчинском районе особенно трепетное. Отец Сергий служит в храме села Ниловка несколько лет, и столь необычное (хотя по-хорошему должное) отношение не осталось им не замеченным. В других приходах не было такого, чтобы школьники первыми здоровались при встрече. Даже пьяный мат у клуба в вечернее время прекращается, когда мимо проходит сельский пастырь.Два веслаК батюшке мы приехали компанией по талым проселкам уже на исходе Великого поста. В небольшом храме вечерняя служба подходила к концу. Прихожан было мало: молодая семья и несколько старушек. Попросив нашу компанию подождать, отец Сергий развез бабушек по домам на своих стареньких «Жигулях».– Тяжело им по грязи идти пешком до центральной усадьбы.Пока его средство передвижения месило грязь по колеям бывшего совхоза «Россия», я принялся рассматривать нехитрое приходское хозяйство. Помню, впервые заглянул в этот тихий уголок губернии зимой 1999 года. Тогда храм еще отстраивался. Теперь к нему выложена из плит дорога, появился церковный домик, а рядом – в несколько ульев пасека. Труд молитвенный батюшка сочетает с заботами крестьянскими. Иначе здесь нельзя. Недаром существует притча о лодочнике, на одном весле которого было написано «трудись», а на другом – «молись». Бросишь одно весло – и лодка бестолково закружится на месте, потеряв управление. Мудрые понимают: лодка эта – наша с вами жизнь.Тайна источникаВернувшись, отец Сергий пригласил нас в дом.– Ну, вы все когда-то были студентами? – задорно спросил он. – А у студента какое главное блюдо? Правильно: жареная картошка.И вот мы уже дружно сидим за ужином.В качестве «самого верующего» Земетчинский район не случайно попал в партийные анналы. В советские времена здесь очень крепко держалось скрытое исповедничество. На весь район знаменит святой источник – Молочный родник. Ключ в лесной глуши прозвали так за взбиваемые водой вулканчики белого песка. Смотришь, и кажется, будто молоко кипит. Отец Сергий рассказывал: еще до войны подвизались здесь тайные монахини. Внешне все было организовано как сельскохозяйственная коммуна. Но у каждой коммунарки имелось свое молитвенное правило и послушание. Жили они по монастырскому уставу.Местные люди с самого начала знали истинное лицо этой «коммуны». Но никто не осмеливался настучать. Уважали, чтили духовный подвиг. И все бы хорошо, да вклинилась в ряды верующих предательница. Сначала в доверие вошла, а потом сестер выдала органам. Монастырь-коммуну прикрыли.А источник целебный бьет до сих пор. В отличие от иных святых источников он не стал местом массового паломничества. Пробираться к нему надо лесной дорогой, да и то с проводником, знающим местность. На транспорте, к тому же в весеннюю распутицу, проехать невозможно.Быть может, в этом промысел Божий? Как бы вопреки нынешнему, ставшему модным «окультуриванию» святых мест, сохранился он в девственной лесной чистоте. Кто ищет сердцем, тот найдет. А много ли пользы душе дало благоустройство? Орущие автомагнитолы, пикники и груды пустых пузырей после подгулявших на лоне природы «богомольцев».ПритяжениеОтец Сергий продолжал свой рассказ:– К этому месту еще и не каждый знающий дорогу попадет. Однажды мы для молодежи устроили летнее поселение в селе Пашково. К нам в гости приехали из Волгограда священник и дьякон. Захотелось им посмотреть нашу достопримечательность, уж очень они просили. А я чувствую – ну не готовы мы к этому. И что же? Кружились, кружились на одном месте, а на родник так и не попали.Кстати, до сих пор живут в округе родственники тех тайных монахинь. Не зарастает народная тропа к могилке инокини Ефросиньи. Она покоится на кладбище районного центра. Горит под стеклом на холмике свечка. Обращение к отошедшей инокине помогает людям в жизненных проблемах. Иначе не пробили бы они к могилке такую яркую стежку. Она сама приводит куда надо.То же самое и с могилой юродивого Пашеньки в селе Ижмора. Высокий дубовый крест с жестяной чеканной табличкой «Раб Божий Павел» мы отыскали интуитивно, когда, уже отчаявшись, решили обратиться к помощи местных жителей. Да только поблизости никого не было.…Время клонилось за полночь. Наши девчонки давно ушли спать, помыв посуду. А мы все говорили, слушали, спорили. На прощанье я выпросил у отца Сергия две книги из его личной библиотеки. Для себя и тех, кто не смог отправиться с нами в эту поездку. Служение в глухом приходе для мудрого пастыря не преграда в получении хороших книжных новинок. Такие издания мне не попадались и в серьезных церковных лавках в Пензе. А вот в Ниловке отыскал!
Автор: Сергей НАЗАРОВ, фото автора / "Пензенская правда" 2 июня 2009, N 41
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER