Ищите сердцем

Земетчинский район. Пензенская обл.Течет в лесной глуши святой источник, и дорога к нему не всякому открывается

Батюшка Сергий живет в небольшом приходе почти отшельником, но очень любит общаться с молодежью. Несмотря на скромность быта, гостей здесь всегда ждет стол, ночлег и душевная беседа.

Лет восемь назад сельский агроном рассказал отцу Сергию такую историю.

– Сдавал я, значит, научный атеизм в совпартшколе. Открываю книгу, смотрю: самая верующая область – Пензенская. Я заинтересовался этой не всем доступной тогда статистикой. Смотрю дальше: самый верующий район – наш, Земетчинский.

И в самом деле, отношение к вере, к православию, даже к приходскому батюшке, наконец, в Земетчинском районе особенно трепетное. Отец Сергий служит в храме села Ниловка несколько лет, и столь необычное (хотя по-хорошему должное) отношение не осталось им не замеченным. В других приходах не было такого, чтобы школьники первыми здоровались при встрече. Даже пьяный мат у клуба в вечернее время прекращается, когда мимо проходит сельский пастырь.

Два весла

К батюшке мы приехали компанией по талым проселкам уже на исходе Великого поста. В небольшом храме вечерняя служба подходила к концу. Прихожан было мало: молодая семья и несколько старушек. Попросив нашу компанию подождать, отец Сергий развез бабушек по домам на своих стареньких «Жигулях».

– Тяжело им по грязи идти пешком до центральной усадьбы.

Пока его средство передвижения месило грязь по колеям бывшего совхоза «Россия», я принялся рассматривать нехитрое приходское хозяйство. Помню, впервые заглянул в этот тихий уголок губернии зимой 1999 года. Тогда храм еще отстраивался. Теперь к нему выложена из плит дорога, появился церковный домик, а рядом – в несколько ульев пасека. Труд молитвенный батюшка сочетает с заботами крестьянскими.

Иначе здесь нельзя. Недаром существует притча о лодочнике, на одном весле которого было написано «трудись», а на другом – «молись». Бросишь одно весло – и лодка бестолково закружится на месте, потеряв управление. Мудрые понимают: лодка эта – наша с вами жизнь.

Отец СергийТайна источника

Вернувшись, отец Сергий пригласил нас в дом.

– Ну, вы все когда-то были студентами? – задорно спросил он. – А у студента какое главное блюдо? Правильно: жареная картошка.

И вот мы уже дружно сидим за ужином.

В качестве «самого верующего» Земетчинский район не случайно попал в партийные анналы. В советские времена здесь очень крепко держалось скрытое исповедничество. На весь район знаменит святой источник – Молочный родник. Ключ в лесной глуши прозвали так за взбиваемые водой вулканчики белого песка. Смотришь, и кажется, будто молоко кипит.

Отец Сергий рассказывал: еще до войны подвизались здесь тайные монахини. Внешне все было организовано как сельскохозяйственная коммуна. Но у каждой коммунарки имелось свое молитвенное правило и послушание. Жили они по монастырскому уставу.

Местные люди с самого начала знали истинное лицо этой «коммуны». Но никто не осмеливался настучать. Уважали, чтили духовный подвиг. И все бы хорошо, да вклинилась в ряды верующих предательница. Сначала в доверие вошла, а потом сестер выдала органам. Монастырь-коммуну прикрыли.

А источник целебный бьет до сих пор. В отличие от иных святых источников он не стал местом массового паломничества. Пробираться к нему надо лесной дорогой, да и то с проводником, знающим местность. На транспорте, к тому же в весеннюю распутицу, проехать невозможно.

Быть может, в этом промысел Божий? Как бы вопреки нынешнему, ставшему модным «окультуриванию» святых мест, сохранился он в дев­ственной лесной чистоте. Кто ищет сердцем, тот найдет. А много ли пользы душе дало благоустройство? Орущие автомагнитолы, пикники и груды пустых пузырей после подгулявших на лоне природы «богомольцев».

Притяжение

Отец Сергий продолжал свой рассказ:

– К этому месту еще и не каждый знающий дорогу попадет. Однажды мы для молодежи устроили летнее поселение в селе Пашково. К нам в гости приехали из Волгограда священник и дьякон. Захотелось им посмотреть нашу достопримечательность, уж очень они просили. А я чувствую – ну не готовы мы к этому. И что же? Кружились, кружились на одном месте, а на родник так и не попали.

Кстати, до сих пор живут в округе родственники тех тайных монахинь. Не зарастает народная тропа к могилке инокини Ефросиньи. Она покоится на кладбище районного центра. Горит под стеклом на холмике свечка. Обращение к отошедшей инокине помогает людям в жизненных проблемах. Иначе не пробили бы они к могилке такую яркую стежку. Она сама приводит куда надо.

То же самое и с могилой юродивого Пашеньки в селе Ижмора. Высокий дубовый крест с жестяной чеканной табличкой «Раб Божий Павел» мы отыскали интуитивно, когда, уже отчаявшись, решили обратиться к помощи местных жителей. Да только поблизости никого не было.

…Время клонилось за полночь. Наши девчонки давно ушли спать, помыв посуду. А мы все говорили, слушали, спорили.

На прощанье я выпросил у отца Сергия две книги из его личной библиотеки. Для себя и тех, кто не смог отправиться с нами в эту поездку.

Служение в глухом приходе для мудрого пастыря не преграда в получении хороших книжных новинок. Такие издания мне не попадались и в серьезных церковных лавках в Пензе. А вот в Ниловке отыскал!

Автор: Сергей НАЗАРОВ, фото автора / "Пензенская правда" 2 июня 2009, N 41

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное