Голгофа Мариенгофа

Анатолий МариенгофОни хотели повенчать розу белую с черной жабой...

Все, что связано с Мариенгофом, делится на две части: черную и белую.
Будто воплотился в жизни один из принципов имажинизма: создавать образ, соединяя чистое и нечистое начала. Не об этом ли писал и Есенин: «Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать…»?

Имажинизм и Пенза

Анатолий Мариенгоф
не раз писал и говорил, что имажинизм родился в Пензе, на Казанской улице (ныне Урицкого). Там он жил с отцом и сест­рой.
У них была экономка Настенька, которая любила читать словарь Даля и постоянно сыпала пословицами. Наверное, она тоже внесла свою лепту в создание модернистского течения; не зря Мариенгоф наставлял своих товарищей: «Говорить и писать нужно, как Настенька. Образы, образы, образы».
Имажинизм родился в ПензеУчился Анатолий в гимназии Пономарева, которая располагалась в здании (сегодня там магазин «Арлекино») на улице Московской. Здесь он с друзьями издавал литературный журнал «Мираж», где публиковал свои стихи, рассказы и статьи. И здесь в первых литературных опытах, в общении с друзьями зрела идея имажинизма.
Анатолий Мариенгоф родился в 1897 году в Нижнем Новгороде. Его родители в молодости были актерами. Мать рано умерла от рака желудка, так что в Пензу в 1913 году семья приехала уже без нее.
Многие задаются вопросом: откуда у Мариенгофа, проведшего юность в провинции, взялся его знаменитый дендизм? С уверенностью можно сказать, что от отца. Ему, человеку богемы, были свойственны ироническое отношение к жизни, цинизм, скепсис.
Семья МариенгофаОднажды он написал записку, своего рода письмо потомкам: «Я, Борис Мариенгоф, жил в ХХ веке и никогда не воображал, что мой век цивилизованный. Чепуха. Еще самый дикий-предикий». Попросил запечатать в бутылку, засмолить горлышко и бросить в Суру.
Закончив в 1916 году гимназию, Анатолий поступил на юридический факультет Московского университета, затем отправился на военную службу. Октябрьскую революцию он встретил в железнодорожном вагоне, в котором ехал с фронта, в отпуск, в Пензу.
Его второй пензенский период целиком посвящен творчеству. В «Романе с друзьями» он  вспоминал: «Свою Пензу я доживал, зарывшись  в книжицы и книги стихов. Обзавелся я тогда и новым другом-стихотворцем: Ванечка Старцев окончил годом позже меня ту же Пономаревскую гимназию… Откопали мы у бывших гимназистов какую-то паршивенькую прозу, какие-то жалкие стишки, прилепили их к нашим, а сами себя бесстрашно назвали «группой имажинистов». Революционный альманах назвали «Исходом». Разумеется, мы были убеждены, что наш «Исход» явится исходом для всей новейшей русской литературы!».

Друзья-враги

Есенин и МариенгофИнтересно то, что Мариенгоф и Есенин постоянно присутствуют в творчестве друг дуга. Их связывали особые личные и творческие взаимоотношения. Шел процесс взаимообогащения и в искусстве, и в обычной жизни.
Когда Сергей Городецкий спрашивал Есенина: «Почему ты дружишь с Мариенгофом?», тот отвечал: «Он моя тень». А на самом деле в быту подражал ему. К примеру, внеш­ний лоск Есенина – это влияние Мариенгофа.
Я считаю, что знаменитый «Роман без вранья» – это своеобразный комментарий к поэме «Черный человек». И обвинения автора в предательстве Есенина, в том, что он оболгал его, не имеют под собой никаких оснований.
Мемуарная проза Мариенгофа художественна, он оставляет за собой право на вымысел, обобщение. А художественная проза, кстати, во многом автобиографична.  Это определяет особенности его прозаических произведений.
В романе «Бритый человек» (1929 год) его герой говорит: «Я повесил своего друга». Таким провокационным образом он отвечает на обвинения. Вообще эпатаж –  один из приемов поэтики Мариенгофа. Он считал, что надо создавать образ, соединяя чистое и нечистое начала. Тогда это задевает читателя, оставляет такие занозы в его воображении.
Написанный в 1927 году, «Роман без вранья» до сих пор обсуждается. Проза Мариенгофа переиздается, она востребована. Иосиф Бродский, например, считал, что роман «Циники» – это шедевр.
Интересна творческая эволюция Мариенгофа: от имажинизма, от обостренного увлечения образом, сложной метафорой – к пушкинской простоте, о чем свидетельствуют такие произведения, как пьеса «Рождение поэта» о Лермонтове, комедия «Шут Балакирев».

Судьба

Судьба была к нему не очень-то ласкова – не случайно Велимир Хлебников написал: «Голгофа Мариенгофа, воскресение Есенина». Он рано потерял мать, на его глазах погиб отец – во время белочешского мятежа в Пензе шальной снаряд пробил ему вену, и он истек кровью.
А потом в Москве на Анатолия ставят клеймо, что именно он затянул петлю на шее Есенина. Борис Лавренев публикует статью, в которой утверждает, что имажинисты споили великого поэта. Хотя Мариенгоф и Есенин поссорились в 1923 году и больше не общались, то есть последние два года жизни поэта (в которые и совершалась его трагедия) прошли без участия бывшего друга. Мариенгоф считал, что Есенина убил проклятый алкоголь, а пить тот начал, связавшись с Айседорой Дункан.
Думаю, Есенин не мог бы общаться более четырех лет с ничтожеством. И тем более – не пошел бы в крестные отцы к сыну Мариенгофа Кириллу. Хотел крестить его в ванне с шампанским и не сделал этого только в силу протеста женщин.
Кирилл – самая страшная трагедия Мариенгофа. Талантливый юноша повесился в 1940 году… как и его крестный.
В последних стихах Мариенгоф соединяет память о своем сыне с памятью о Есенине.


P.S. Мало кто так ярко, образно писал о Пензе, как Мариенгоф.

Где сердце?
В суете ль проклятой?
(Неужто ж я такая дрянь).
Мила ли: Пенза толстопятая
И косопузая Рязань?..


Валерий СуховОб авторе

Валерий Сухов, кандидат филологических наук, преподаватель ПГПУ имени В.Г. Белинского, одним из первых в нашей стране занялся изучением творчества Анатолия Мариенгофа – еще в советское время. Это было смело, ведь основатель имажинизма являлся  персоной нон грата: черным шлейфом тянулась за ним слава чуть ли не убийцы Сергея Есенина.
Первую статью, посвященную скандальным воспоминаниям Мариенгофа о Есенине, «Роман без вранья» Валерий опубликовал в 1990 году. Десять лет назад (опять же одним из первых) защитил кандидатскую диссертацию по имажинизму. И окончательным итогом многолетних исследований стала монография «Очерки о жизни и творчестве Анатолия Мариенгофа», которая издана в 2007 году.

Автор: Валерий СУХОВ, фото из коллекции автора

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное