«Героиновая война»

С актером и режиссером, автором лент «Очаровательные пришельцы» и «Русские братья», нашим земляком Николаем  Фоминым мы встретились в Пензенском отделении филиала Московского фонда развития кинематографии творческого объединения «Рассвет». Постановщик заканчивает свою третью полнометражную четырехсерийную картину «Героиновая война».

 

К сожалению, завершению съемочного процесса, как задумывал режиссер, в прошлом году осуществиться было не дано по причине отсутствия обещанных финансовых средств одним из видных предпринимателей, хотя договор с ним был заключен. Актерский и технический составы вынуждены остаться без денег. Об этой и других проблемах решил рассказать пензенский режиссер.

— Да, проблем действительно много. Мне и съемочной группе фильма «Героиновая война» они виделись разрешимыми. И осенью прошлого года я уже было планировал сдать картину московскому телеканалу. Не могу сказать, что обслуживающий технический персонал не справлялся с поставленными задачами. Просто новые технические средства не всегда позволяют быстро освоить такие важные для сегодняшних лент детали, как компьютерная графика, цифровое обозначение, проекторное наложение. И я не могу винить технический состав за их неосвоение. Да, качество ленты, точнее выпущенной продукции, превыше всего, и, выражаясь простым языком, только благодаря этим новым фокусам и живут сегодняшние «мыльные оперы», что в целях окупаемости рекламы «перебрасываются» с одного телеканала на другой. Оператору даже с большим стажем работы, всю жизнь привыкшему к «союзной» технике, так же трудно, как художнику, с размаху перестроиться на новую.

— И наверное, поэтому не каждый из них справляется с поставленными задачами?

— Ну вот, опять вы за свое. Так и хочет ваш брат всегда к чему-нибудь придраться. Да, хороших специалистов, с кем бы мне хотелось делать реальные задуманные кинопроекты, все-таки мало, а видение художника ни в коем разе не сводится к тому, что он должен постоянно держать над ними контроль в процессе начатой съемки. Уж тут каждый сам должен отвечать за работу.

— А относительно актерского состава, на кого в «Героиновой войне» делается ставка?

— Ни для кого не секрет, что просто так спонсоры вкладывать деньги в задуманные нами проекты не станут. И первое их обдумывание исходит только из своей собственной выгоды. Вот тогда-то сразу и начинаются навязывания: а почему бы не засветить на экране, да на главных ролях, своих детей, родственников, друзей, которых даже в школе близко не подпускали к художественной самодеятельности. Другой вариант, конечно же, из-за «рекламы — двигателя торговли», в которой несколько раз на протяжении каждой серии «засветится» наконец-то его застоявшийся товар. Неприятны эти условия и навязывания и мне, но иной раз от них никуда не денешься. Приходится идти на компромиссы.

Что касается актерского состава своего нового фильма, то кроме звезд отечественного кино — Саши Панкратова-Черного, Владимира Конкина, Александра Пяткова, Валерия Яременко, — вывожу в свет актеров и из провинции. Как много из них талантливых и одаренных, которых жизнь обходит просто стороной!

— Николай Васильевич, наблюдая за штампованием одного телесериала за другим, и не скажешь, что в нашем отечественном кино плачевная ситуация, а молодые артисты, знакомые нам по двум-трем сериалам, уже имеют иномарки…

— Плакаться в жилетку можно по любому поводу. Скажу только, что в отличие от исполнителей создатели фильмов и в советские времена жили не лучше. Вспомнить хотя бы Василия Шукшина, сердце которого «резали» и «кромсали» тогдашние худсоветы, не считаясь с кадрами вырезанной пленки. Сегодня вроде бы и время другое — твори что хочешь, только весь вопрос: на что? Я не считаю создание прибыльного телесериала любого жанра каким-то особым достижением, но и навязывать свой вкус тоже никому не могу. Нынешний Союз кинематографистов наблюдает за их качеством, на фестивалях выдвигает разнообразные премии. А вот вы мне назовите хоть один нормальный поучительный фильм за последние пятнадцать лет, оставшийся у вас в памяти и который вам с удовольствием хотелось бы посмотреть еще?..

— Получается, что создание «мыльных опер» ведет лишь к сбору финансовых средств?

— У бездарных режиссеров — да, но это опять же мое мнение, которое нашему недозрелому капиталистическому обществу я навязывать не собираюсь. А у того, кто в поисках спонсоров перед началом творческого процесса наживает себе инфаркт или инсульт, на первом плане всегда присутствует идея с хорошим замысловатым сюжетом, его раскрытие, касающееся многих неразрешимых проблем нравственности несостоявшегося русского человека.

Наглядный тому пример — вторая несостоявшаяся режиссерская работа Леонида Филатова «Свобода или смерть». А сколько других людей без имени и, в общем, без судьбы? Переживая все это, они спиваются, попадают в психушку. Для чего же тогда создан Союз кинематографистов, раз он допускает такой для нашего российского искусства ущерб?

— Недавно известный актер и постановщик боевика «Мужской талисман» Борис Галкин, выступая перед зрительской аудиторией в нашем городе, публично заявил, что для создания десятисерийного фильма нужна сумма порядка трех миллионов долларов, а на полнометражный двухчасовой и того больше…

— Вот уж где полная чушь! Не знаю, из каких таких соображений исходил Борис Галкин, но когда мне было предложено быть одним из ассистентов нашумевшей «Бригады» (на что дал отказ, поскольку сам многое умею), проект сметы 15-серийного блокбастера составлял половину названной суммы. В моих глазах эти постановщики никогда мастерами своего дела не станут.  Моя новая картина по всем своим параметрам собиралась и накапливалась по крохам, да я и сейчас не знаю, как дельцы с телеканалов ее будут «двигать» и кто сколько будет иметь.

— «Героиновая война» — это реальность плачевно текущих событий, или еще одно подражание голливудскому триллеру?

— Насчет подражания и передирания мыслю так. Сотрудники Союза кинематографистов под любыми возможными предлогами будут стремиться к тому, чтобы наше кино не вымерло окончательно. Но кому станет легче от видения хорошо знакомых западных идей и сюжетов, когда и без них немало своих достойных?

Что касается моей «Героиновой войны», это не война с двумя наркокланами, а война с совестью тех людей, кто напустил на нас эту беду и не несет за это никакой ответственности. Наркомания — это зло, с которым нужно бороться не только отдельным заинтересованным лицам (будь в их лице даже вышестоящие чиновники), а всем, кто хочет, чтобы поколение двадцать первого столетия не закончилось бесславно в этом веке.

— А когда все-таки увидим ваш фильм?

— «Героиновая война» уже озвучена, а в середине этого года ее можно будет увидеть на одном из центральных телеканалов.

 

Автор: Аркадий БЕРЕГОВОЙ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное