Фармацевтическая вольница под запретом

С 1 апреля (2010) цены на важнейшие лекарственные средства жестко контролируются государством. Насколько этот закон облегчит жизнь стариков? 

Осознание острой необходимости госрегулирования в сфере обращения медпрепаратов пришло в разгар кризиса.

Летом прошлого года цены на ходовые  медикаменты изрядно подскочили. Естественно, что большинство жителей страны было, мягко говоря, не в восторге.

Отчасти это увеличение имело объективную причину. В России львиная доля лекарств производится из импортного сырья. Цены на него росли пропорционально падению курса рубля. Однако конечные цифры на аптечных ценниках формировала многочисленная цепочка посредников. Прежде чем попасть на прилавок, лекарство обрастало накрутками, как правило, нескольких фирм-перепродавцов.

С 1 апреля (2010) такой возможности у дистрибьюторов не стало. Отныне торговая надбавка (как оптовая, так и розничная) рассчитывается только один раз – к отпускной цене производителя.

Заниматься перепродажей медикаментов стало невыгодно.

Обратная сторона медали

Напомним: за основу при составлении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) были взяты 500 международных непатентованных наименований (МНН). Поскольку они служат для идентификации не самого лекарства, а активных веществ в его составе, то многие МНН объединяют в себя несколько торговых названий. К примеру, МНН «метамизол натрия» – это и анальгин, и пенталгин, и тетралгин. Так получился список из 5948 медпрепаратов, что составляет примерно треть от рынка всех лекарств в стране.

Фиксация цен принесла аптечному бизнесу немало хлопот. Теперь продажа самых ходовых лекарств будет балансировать на грани рентабельности. А раз так –  захотят ли провизоры ими заниматься? Не проще ли им будет исключить «замороженные» медикаменты  из торгового оборота, заменив их  другим товаром? Особенно эта проб­лема актуальна для районных аптек, куда везти дешевые лекарства станет попросту невыгодно.

– К дефициту лекарственных средств в аптеках это не приведет, – считает руководитель областного управления Росздравнадзора Сергей Клещов. – По закону в аптеках обязаны быть представлены препараты, входящие в перечень 500 МНН.

Как и следовало ожидать, новые правила игры привели к росту цен на некоторые виды аптечного товара, не имеющего отношения к ЖНВЛС, – это зубные щетки, тонометры и так далее.

– Чтобы компенсировать затраты, приходится идти этим путем, – призналась провизор одной из аптек в центре города. – Иначе мы будем работать в убыток…

Аптечный «талмуд»

В отличие от многих регионов, где розничная надбавка к отпускной цене производителя на лекарства стоимостью до 50 рублей доходит до 40 процентов, в нашей области она не превышает 20.

Во всех аптечных учреждениях области есть распечатка о предельных ценах на лекарства. Однако познакомиться с ней – задача не из простых… В этом я лично убедился, побывав в одной из аптек в микрорайоне Гидрострой. На мою просьбу показать список аптекарь принесла увесистую пачку распечатки с сайта областного Минздрава. Найти в нем нужный препарат оказалось непросто. Текст мелкий, в многочисленных графах указано много ненужной рядовому потребителю информации – штрихкоды, НДС и так далее.

– Эта информация предназначена для торговых организаций, – объяснил замминистра здравоохранения и социального развития области Александр Назаров. – Для потребителей мы создали специальный список, где напротив названия препарата указана только его максимальная стоимость. Его-то и нужно доносить до покупателей.

Основной контроль за соблюдением новых правил ценообразования возложен на областное отделение Росздравнадзора.

– Мы проверили 83 аптеки области, – продолжает руководитель регионального управления Росздравнадзора Сергей Клещов. – Никаких нарушений не выявлено. Лекарства реализуются строго в определенных стоимостных рамках.

По словам Сергея Николаевича, во многих аптеках цены на некоторые медикаменты даже ниже максимальных. Например, «взрослую» упаковку «Арбидола» можно купить за 186 рублей, хотя верхний предел – 204.

Основные претензии проверяющих – к обеспечению населения информацией. Помимо того, что не во всех аптеках есть «облегченные» распечатки, перечень лекарств зачастую хранится не у дежурного аптекаря, а у заведующей (!), которой, как правило, никогда нет на месте.

Еще одна функция Росздравнадзора – следить за тем, чтобы лекарства, попавшие в так называемую карантинную зону, не появились на аптечных прилавках.  К ним относятся медикаменты, которые не успели пройти регистрацию до 1 апреля (2010).

– До 15 апреля эта работа должна быть завершена, – сказал чиновник. – Перечень ЖНВЛС будет расширен, и лекарства поступят в продажу.

Бизнес или банкротство?

Областным руководством ведется мониторинг ситуации, связанной с лекарственным обеспечением. Важным помощником в этом деле должна стать общественность. По закону аптечное учреждение может быть проверено не более двух раз за пять лет. Но если у контролирующих организаций будет сигнал от потребителей, то с санкции прокуратуры аптека будет проверена и в случае нарушений наказана – вплоть до приостановки лицензии.

– Думаю, желающих шутить с законом не будет, – уверен Сергей Клещов.


куда обращаться

Если при покупке жизненно важных медпрепаратов вы обнаружили завышение цены, обращайтесь в органы прокуратуры по месту жительства, или в Пензенское управление Росздравнадзора (телефон 44-74-93), или в Министерство здравоохранения и социального развития области (телефоны: 55-87-68, 48-74-95).

 

Розничные надбавки на лекарственные средства стоимостью до 50 рублей в некоторых регионах ПФО:

Пензенская область       20%;

Республика Мордовия   27%;

Самарская область        37%;

Нижегородская область 40%;

Республика Марий Эл    35%;

Саратовская область      37%;

Кировская область          40%.


Мнение жителей Пензы

Виктор Афанасьев, пенсионер:
– Наконец-то государство взяло продажу лекарств под контроль. За последний год цены росли как на дрожжах. Купить их старикам было очень накладно, не знали, на чем экономить – то ли на еде, то ли на медикаментах. Надеюсь, теперь цены на лекарства расти не будут.

Лидия Фролова, учитель:
– Конечно, порядок в аптеках нужно наводить. Лекарства должны стать доступными для населения. Цены уже заметно снизились, и это радует. В наше время такое происходит нечасто…

Геннадий Зяблов, пенсионер:
– Вчера попросил у аптекаря список лекарств. Несмотря на все усилия, нужный мне препарат так и не смог найти. Буквы мелкие, не каждый пенсионер сможет прочитать текст, листы перепутаны...

Автор: Анатолий ВОЛОДИН / "Пензенская правда" 13 апреля 2010, N 26

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное