Достучаться до сердца…

Любимцы публики Галина Репная и Василий Конопатин поднялись до уровня шекспировских страстей
В Пензенском областном драматическом театре имени Луначарского – премьера. Необычная и неожиданная. Впервые наш зритель увидит спектакль по пьесе известного драматурга Николая Коляды «Персидская сирень». Это первая постановка нового главного режиссера театра, заслуженного артиста Литвы и России Вячеслава Гунина.

Выбор не случаен. Просмотрев весь репертуар театра, Гунин решил, что в нем  не хватает (разумеется, с его точки зрения) спектакля, ведущего зрителя к катарсису – нравственному очищению через страдание и покаяние. 
Последние пятнадцать лет перед театрами стояла одна конъюнктурно-коммерческая задача — привлечь зрителя любым способом. Отсюда – стремление подфартить и пошутить «ниже пояса». А главное предназначение – воспитать и пробудить – ушло на задний план.
Вячеслав ГунинГунин решил сломать тенденцию. Он прекрасно понимал, что рискует: неизвестно, как воспримет спектакль зритель, приученный к сериалам и мыльным операм.
О чем эта пьеса? Да о вечных проб­лемах. Любовь… Одиночество… Желание достучаться до сердца, в первую очередь своего собственного…
Режиссер определил жанр как «почтовый роман». Так он обозначен в программке, тоже весьма нестандартной. Но, по большому счету, это трагифарс, как и вся наша жизнь.
На сцене два действующих лица: Он и Она. Но на самом деле их гораздо больше: в исполнении мэтров пензенского театра Галины Репной и Василия Конопатина герои постоянно предстают перед зрителем в новых ипостасях.  А так трудно сыграть полифонию! Спектакль  выдержан в лучших чеховских традициях: диалоги героев идут параллельными маршрутами. Все как в жизни: мы вроде и говорим друг с другом, но друг друга не слышим. И не понимаем…
Действие разворачивается в абонентском зале обшарпанного почтового отделения, среди строительных лесов, раскуроченных почтовых ящиков и банок с засохшей краской. Люди, испорченные мобильной связью и Интернетом,  перестали писать письма, разучились общаться нормальным человеческим языком… В обстановке бесконечной разрухи и происходит встреча главных героев, ушедших на пенсию, но так и не познавших любви. Он – бывший шофер с душой поэта, всю жизнь душивший в себе чувства. Она – на первый взгляд  сумасшедшая, приходящая на почту, чтобы… встретить любовь.
Оба живут в вымышленном мире. Он читает чужие письма, примеряя на себя чужие судьбы, и заглядывает в чужие окна. Она пишет сценарии встречи с близким по духу человеком и, по большому счету, тоже живет в иллюзорном, придуманном мире. А  когда эта встреча наконец  происходит, забывает слова и несет чушь.
Героиня Репной, трогательная и ранимая, буквально на глазах зрителей  сходит с ума.  От тоски, от одиночества…  А ведь герои спектакля – соседи, прожившие в одном подъезде 25 лет. Четверть века спали друг над другом. И проспали… Жизнь. И Любовь.
В пьесе нет  счастливого конца. Герои встретились и разошлись, даже  не узнав имен друг друга.  Увидятся  ли они еще –  непонятно. Спектакль ставит вопросы, а отвечать на них должен зритель. Каждый сам себе. 
На сцене есть еще один «герой» – замечательная музыка Беллини и Шнитке, не комментирующая происходящее, а живущая своей жизнью.
Если говорить об актерской игре, то она просто потрясающая. Бьет в сердце и проникает на подсознание. Вызывает почти физическую боль. Но без боли нет ни рождения, ни перерождения…
Галина Репная раскрылась как актриса колоссального трагедийного дарования. Настоящая шекспировская героиня. Вячеслав Гунин, говоря о Галине Евгеньевне, постоянно употреблял эпитет «выдающаяся».
Под стать ей и Василий Конопатин, по словам главного режиссера,   тоже сделавший заявку на шекспировские трагические «странные роли».  Ему удалось препарировать себя на сцене  и сыграть драматизм биографии целого поколения.
Спектакль интересен еще и тем, что легко трансформируется на любую сценическую площадку и может быть поставлен даже в районных домах культуры. А это немаловажно. Ведь обозначенная на сцене  проблема интересна не только «озоновому слою» театральной интеллигенции, а всем и каждому.
Что еще можно сказать? Только «Браво!» И...  с премьерой!

Автор: Марина Сергеева, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное