Дом раздора

Жители и частный застройщик ведут борьбу за земельный участок. И обе стороны имеют право…В советское время земля считалась народной, а после перестройки она обрела хозяев. В бессрочное пользование передавали и пустые участки,
и даже с расположенными на них зданиями. Сейчас это стало одной из «мин замедленного действия», которыми богата история приватизации.

Почти три года воюют в судах жители дома № 57 по улице Мира и частная компания ИБСИ, выясняя, кто же настоящий хозяин земли вокруг здания. Сейчас страсти накалились до предела.

Кто прав? Кто виноват? Выслушав обе стороны и тщательно изучив документы,
однозначного ответа на этот вопрос я так и не нашла. Можно понять жителей, которые борются за то, что много лет считали своей собственностью, и полны решимости сохранить свой двор. И в то же время застройщик, который ратует за красивый город с новыми, современными зданиями, заслуживает одобрения.

Собственники с большой буквы

Началось все в далеком 1964 году, когда Ахунскому лесхозу выделили участок в Веселовском лесничестве под строительство двух многоквартирных домов. Непонятно почему, но через год на окраине улицы Мира появились только один двухэтажный дом и гаражные боксы – по одному на каждую квартиру.

Из-за того, что на бумаге одно, а по факту совсем другое, сейчас возникает масса проблем. Но тогда новоселы об этом не задумывались. От посторонних дом скрывали лес и забор, а потому жизнь его обитателей протекала обособленно. Все трудились в одном лесхозе, знали друг друга, от родителей квартиры переходили детям, поэтому чужаков в доме и по сей день нет. Сейчас основная масса жителей – пенсионеры.

Побывав у них впервые, я была изумлена и одновременно обрадована, что люди еще умеют так жить. Не секрет, что город разобщает. Своих соседей большинство из нас знает только наглядно. А в этом доме все дружат. Во дворе есть беседка, где по вечерам народ общается за кружкой чая. Жильцы дома № 57 являются истинными собственниками. В том смысле, что старый лозунг «Наш дом, и нам его беречь» для них не пустые слова.

Здание находится на балансе МУП-20, но работу дворника жильцы выполняют сами. Двор утопает в цветах, везде чисто. Около гаражей находятся сараи, теплица, курятники и даже баня. В общем, почти сельская идиллия посреди мегаполиса.

Последствия промедления

Под угрозу безмятежное существование этих людей было поставлено в 1992 году, когда постановлением администрации г. Пензы участок земли, где расположен и дом № 57, был предоставлен в бессрочное пользование некому Институту биосистемных и социальных исследований (ИБСИ).

Почему так получилось? С введением нового Жилищного кодекса (2005 год) право на землю под жилым домом может быть предоставлено только собственнику здания и больше никому. Раньше такого запрета не было, как в общем и собственности.

Землю ИБСИ приобрел для строительства квартала малоэтажных жилых домов, а потому сразу бы должен был встать вопрос о расселении, но не встал. И долгое время хозяин земли никак о себе не заявлял. А в это время в нашей стране отменялись старые законы, вводились новые, короче, с годами ситуация совсем запуталась. И в итоге право на землю под домом появилось и у ИБСИ, и у жителей.

Подобная ситуация встречается редко, но она достаточно типична. Столкнулись два кодекса – Жилищный и Земельный. Согласно первому земля под многоквартирным домом принадлежит на правах общей долевой собственности владельцам квартир. Даже если это не оформлено в кадастровой палате, право собственности уже существует, что делает передачу земли под жилым домом кому бы то ни было в принципе незаконной.

А по федеральному закону № 137-ФЗ от 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» все документы о праве на землю, выданные до введения в действие нового закона об обязательной регистрации недвижимого имущества, сохраняют свою силу. Следовательно, права ИБСИ на землю тоже законны.

В 2004 году городская администрация, видя, что участок уже с которых пор не застраивается, решила вмешаться: она отменяет собственное постановление от 1992 года (о выделении земли ИБСИ) на основании того, что участок не используется по назначению. Тяжба рассматривалась в арбитражных судах в Пензе, Самаре, Казани. Но ИБСИ представил проектно-сметную документацию (которая считается доказательст­вом, что земля, пусть на бумаге, но осваивалась), и дело было решено в пользу института.

Межевали, да не вымежевали

В это же время жильцы дома № 57, действуя в соответствии с главными веяниями нового времени, приватизировали свои квартиры и решили зарегистрировать гаражи. В 2006 году районный суд признал факт длительного и непрерывного владения боксами, и на основании этого Регпалата выдала людям свидетельства о праве собственности на постройки. О том, что земля под гаражами принадлежит ИБСИ, в суде никто не заикнулся. Жители объясняют, что просто не знали об этом.

Когда ИБСИ узнал (два года спустя) о таком пердимонокле, то пришел в неописуемое возмущение. Собственник земли попытался решение оспорить: ведь суд должен был рассматривать право собственности на гаражи и на землю вкупе, так как одно от другого неотделимо.

После ряда судебных исков и взаимных обвинений жители и ИБСИ попытались мирно договориться между собой. Представители компании заявили, что старый дом снесут, а взамен люди получат квартиры в новостройках. Но, во-первых, старый дом и образ жизни в нем жильцов устраивал. А во-вторых, пенсионеры хорошо помнили, как совсем недавно в стране свирепствовали всякие мошенники-домушники да «черные» риэлторы, так что народ насторожился и решил провести собственное расследование: что за компания такая их купила? Один из жителей откопал где-то информацию, что хозяин земли числится в реестре фирм-однодневок. В итоге от журавля в небе все решили отказаться.

Я отчасти разделяла недоверие жителей, когда при подготовке материала искала контактные данные ИБСИ в справочниках и Интернете. Там данная фирма значилась то как риэлторская контора, то как продавец промышленных товаров. В конце концов выяснилось, что это одна из дочерних фирм крупного пензенского предприятия, которое специализируется на производстве строительных материалов.

В прошлом году стороны снова решили пойти на компромисс и размежеваться. Предполагалось выделить жильцам небольшой участок – под домом и гаражами, а в документы ИБСИ внести поправки об уменьшении площади. Но перед тем как дать делу ход, ИБСИ обратился в городскую администрацию за гарантиями, что остальная земля останется за ним, но получил отказ (сотрудники муниципалитета это не подтвердили). В общем, межевание не состоялось. Жители считают, что ИБСИ просто пожадничал в последний момент.

Суды без конца и края...

В 2009 году стороны обрушили друг на друга массу взаимных обвинений. Жители требовали признать право на землю ИБСИ, а заодно и все документы на нее недействительными. ИБСИ в свою очередь упирает на то, что на гаражи не было никаких документов, а следовательно они являются самовольными постройками и право собственности на них «липовое». Городскую администрацию, которая сейчас выступает в суде на стороне жильцов не устраивает, что ИБСИ ведет себя как собака на сене: сами землю не осваивают, но при этом и людям не дают ничего оформить.

А земля пока остается как бы ничьей.

Представители ИБСИ уверяют, что как только с документами наведут порядок, то сразу приступят к преображению данного участка Западной Поляны – там появятся комфортные дома, магазины, бульвары. Дом № 57 сейчас они намерены обойти застройкой.

Жители уверены, что ИБСИ ничего не собирается строить и все задумано с целью лишить их собственности. А если строительство все же начнется, то их видавший виды дом может пост­радать. В результате все живут как на пороховой бочке.

Что ни говори, а современной России цивилизованным земельным отношениям еще учиться и учиться. Пока это делается традиционным нашим путем – проб и ошибок.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА / "Пензенская правда" 6 ноября 2009, N 86

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное