Доказательство не собрано. Почему следователь РОВД тормозит рассмотрение дела?

Злоумышленник, совершивший кражу из контейнера на Центральном рынке, признался в совершении преступления. Но передавать дело в суд следователи не спешат. Без объяснения внятных причин.

 

Иногда так и подмывает написать про нашу милицию что-нибудь хорошее. Вот только редко получается. И не потому, что они, доблестные органы, такие плохие. А потому, что некоторые действия их отдельных представителей ничего, кроме удивления, вызвать не могут. 

 

Ночные гости

 

В конце июня 2005 года из металлического контейнера на Центральном рынке была совершена кража запчастей. Такие контейнеры арендуются большинством частных предпринимателей, здесь торгующих. По идее, ответственность за сохранность имущества должны нести охранники рынка. Однако уследить за всей огромной территорией они, по всей видимости, не в состоянии. Так что кражи не такие уж и редкие случаи.

Воры проникли в контейнер через крышу, отогнув металлический лист. Сумма похищенных запчастей к мотоциклу составила около 50 тысяч рублей. Предпринимательница Татьяна Сиротеева написала заявление в милицию. 28 июня по факту кражи было возбуждено уголовное дело.

В качестве подстраховки работники Сиротеевой установили дежурство возле контейнеров. Интуиция их не подвела. Через несколько дней злоумышленники вновь попытались поживиться запчастями. И все же поймать их в ту ночь не удалось. Но благодаря прожектору, установленному на расположенном поблизости магазине «Дружба», «охотники на грабителей» смогли разглядеть лица преступников.

 

А где же дело?

 

Не зря же говорят, что преступников тянет на место преступления. Так вышло, что дважды один из них появлялся на рынке в том месте, где идет торговля «железками». В первый раз ему вновь удалось ускользнуть, но во второй бдительные коммерсанты самолично изловили воришку. При этом тот оказал довольно упорное сопротивление, в котором активно участвовал его несовершеннолетний напарник. В течение нескольких минут после вызова по «тревожной кнопке» на место прибыли сотрудники отдела вневедомственной охраны и препроводили задержанных в отделение.

А вот дальше у потерпевшей начались хождения по мукам. Нет, вначале все складывалось по отношению к ней вполне благоприятно. Опытный дознаватель в течение пятнадцати минут «расколол» некоего Преснякова. Молодой человек приехал в Пензу из деревни в поисках лучшей доли, но в течение двух лет не имел постоянного заработка. Да и имел ли непостоянный, тоже неизвестно, если не считать таковым кражи из контейнеров. Итак, Пресняков признался в краже, показал места, где прятал краденое и промасленную сумку. Запчастей в тайниках не оказалось.

Казалось бы, картина ясная, и дело можно передавать в суд. Но не тут-то было. Вот уже более полугода оно лежит без движения. Хода ему не дает следователь Железнодорожного РОВД, которому затем было передано дело, Елена Яшокина.

 

Милицейская бюрократия

 

Доверенное лицо пострадавшей Татьяны Сиротеевой и одновременно свидетель по делу Александр Курбатов рассказал, что Яшокина сразу повела себя как-то странно. Во-первых, попросила снизить сумму материальных претензий до 15 тысяч рублей: дескать, с подозреваемого все равно взять больше нечего. А, во-вторых, спустя два месяца и вовсе приостановила расследование. В данном случае следователь мотивировала свой поступок тем, что в ходе расследования подозреваемый отказался от своих первоначальных показаний. Говоря юридическим языком, дело было приостановлено «в связи с неустановлением лица, совершившего преступление».

Но подождите, если следователи начнут верить всем преступникам на слово, то в России не останется ни одного преступника, зато страна погрязнет в криминальном хаосе. Александр Курбатов рассказал, что неоднократно и он, и Татьяна Сиротеева пытались получить доступ к материалам дела за номером 5030763 или хотя бы узнать о том, как продвигается следствие, но все время получали от Елены Яшокиной отказ. Отказ под самыми различными предлогами: то доверенность не такая, то ходатайства от потерпевшей нет, то еще что-нибудь не нравится. Каждый такой отказ откладывал следующий визит в Железнодорожный РОВД на недели, а то и месяцы.

 

Потерпевшие с диктофоном

 

Однажды Александр Курбатов не выдержал и, положив в карман диктофон, вместе с Сиротеевой в очередной раз направился на аудиенцию с Еленой Яшокиной. Было это в начале октября прошлого года. Вот посетители спрашивают, могут ли они ознакомиться с делом. «Нет», — отрезает Яшокина. «Почему?» — интересуются свидетели. «Потому, что нельзя». Вот и вся беседа. Как тут не вспомнить желание начальника УВД Александра Гулякова заставить своих подчиненных относиться к людям вежливо и предусмотрительно. Не очень-то заметно, что в этом направлении что-то меняется.

И все же на стороне потерпевшей неожиданно оказалась прокуратура района. После соответствующего обращения туда, разумеется. В ноябре заместитель прокурора Савельев отписал потерпевшей, что ее жалоба о ненадлежащем расследовании уголовного дела полностью удовлетворена. Постановление о приостановлении предварительного следствия было отменено и направлено для дополнительного расследования.

 

Обломанные надежды

 

Увы, радость была преждевременной. 16 декабря Елена Яшокина вновь приостановила дело все по тем же основаниям. Следователь не приняла во внимание даже просьбу Алексея Курбатова допросить дополнительных свидетелей. Среди них был человек, с которым подельник Преснякова обменивался теми самыми ворованными запчастями. У потерпевшей предпринимательницы не было цели засадить воришек в тюрьму. Она рассчитывала возместить хотя бы часть ущерба. Но пока дело приостановлено, вернуть деньги будет вряд ли возможно.

Выяснить что-либо по поводу столь странного поведения Елены Яшокиной корреспонденту «ПП» так и не удалось. Госпожа следователь наотрез отказалась пообщаться с журналистом и бросила трубку. Зато ее ангельский голос слышен на записях, сделанных в ее кабинете, о чем уже говорилось выше. Не горел желанием встречаться и еще один заместитель прокурора Железнодорожного района Сергей Чиликов, хотя и вопросов-то к нему было совсем немного. Если уж журналист не может по делу побеседовать с представителями власти, то что тогда говорить о простых гражданах, вынужденных вести с ними «многотомную» переписку.

Россия в этом плане — страна сплошных парадоксов. То за украденные у государства миллионы чиновнику дают условный срок. То за простую курицу впаяют четыре года. То вообще возьмут, да и перестанут расследовать преступление. Такое ощущение, что все эти органы правопорядка и дознания содержатся не на деньги налогоплательщиков, а наоборот.

Автор: Вячеслав ШАХОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное