Чтобы помнили...

В памяти почему-то вот уже более сорока лет хранится именно этот эпизод хоккейного матча, в котором игрок, что называется, на одном коньке обыграл поочередно всю пятерку соперников, уложил на лед вратаря и забросил шайбу уже в пустые ворота. Может быть потому, что впервые довелось увидеть столь высокое, на грани фантастики, исполнительское мастерство?

 

Это потом такой  же уровень будут демонстрировать братья Александр и Владимир Голиковы, Александр Кожевников, Александр Герасимов, Сергей Яшин, Сергей Светлов. А тогда, на заре пензенского хоккея, каждый выход на лед Юрия Моисеева предполагал рождение очередного спортивного чуда. Отточенная техника катания, взрывная скорость, непредсказуемый дриблинг, поставленный бросок, а самое главное – не по годам тонкое игровое мышление убеждали, что произошло рождение редкого хоккейного таланта. А первым, кто заметил его и терпеливо пестовал, был старший брат Юрия — ведущий нападающий пензенской команды Сергей Моисеев. Он обладал всем арсеналом хоккейных навыков, так что ему было что передать ученику, который схватывал все буквально на лету.

И еще один важный момент: старший брат продолжал опекать младшего, даже когда тот стал его одноклубником, — и не только на льду, но и вне хоккейной площадки. Ведь обрушившееся на Юрия восхищение болельщиков могло вскружить голову, спровоцировать «звездную болезнь». Мне довелось слышать от специалистов, что именно Сергей сделал из Юрия не только высококлассного игрока, но и заложил в нем мужской характер, без которого в спорте любой талант оборачивается миражом.

Но «самородок» требовал ювелирной огранки, а пензенская команда в те годы выступала в классе «Б», то есть была вне поля зрения ведущих тренеров. Поэтому, когда после финального турнира за выход в класс «А» в Новокузнецке, где победили хозяева и где блистал двадцатилетний Юрий Моисеев, он получил предложение выступать за команду Кузбасса, пробившуюся в элиту советского хоккея. братья решили, что такой шанс игнорировать просто глупо. И, таким образом, «дизелист» Моисеев стал «металлургом».

А дальше случилось то, что и должно было случиться. Уже с самых первых игр на высшем уровне Юрий попал в поле зрения ведущих тренеров страны, и фактически вопрос о его переходе в один из лучших клубов был предопределен. Это было лишь делом времени. Через два сезона Моисеев  получил приглашение от самого Анатолия Тарасова. Мэтр советского хоккея тренировал тогда ЦСКА, который за глаза называли «сборной СССР», ибо более «звездного» состава не существовало, а для Тарасова призвать в армейский клуб любого хоккеиста не составляло особого труда. И можно представить, какому уровню мастерства должен был соответствовать приглашаемый игрок! Моисеев соответствовал сполна.

Новичок явно пришелся к армейскому «двору». Мало того что ему нашлось место в основном составе, так Тарасов доверил ему опробовать в игре некоторые свои тактические изыскания. Именно Моисеев был включен в состав тройки, в которой он вместе с Мишаковым и Ионовым играл по схеме, где центральный нападающий располагался чуть сзади крайних, ближе к паре защитников.

Уже в дебютном сезоне в ЦСКА Юрий получил свою первую золотую медаль чемпиона СССР, а всего в его спортивной коллекции восемь таких наград.

А 26 февраля 1965 года Моисеев впервые вышел на лед в форме национальной сборной страны, за которую впоследствии проведет 36 матчей и забросит 13 шайб.

Пиком его спортивной карьеры можно считать Олимпийские игры в Гренобле, где советские хоккеисты завоевали чемпионский титул. Кроме того, 1968 год принес Моисееву золотые медали чемпионата мира и Европы. Таким образом, он первым из пензенцев покорил Олимп, поднялся на пьедестал почета самых престижных международных турниров и тем самым обратил внимание специалистов на потенциал сурского хоккея. С его «подачи» приоткрылись ворота сборной СССР для пензенских талантов, которые со временем с блеском защищали спортивную честь страны на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы.

Заслуженный мастер спорта СССР Юрий Моисеев завершил свою карьеру в 1972 году, но с хоккеем не расстался. Один из самых прилежных учеников Анатолия Тарасова был наставником самарского ЦСК ВВС, московского «Динамо», казанского «АК Барса». И на этом поприще добился признания хоккейного сообщества: его талант был отмечен почетным званием «Заслуженный тренер СССР».

И вполне закономерным событием станет открытие бюста первого пензенского олимпийского чемпиона Юрия Моисеева на его родине в Пензе, которое произойдет в ближайшие дни. Это будет своеобразное признание в любви его земляков, которые помнят всех своих спортивных героев.

Вячеслав ФРОЛОВ.

Эти снимки были сделаны в 1968 году во время товарищеского матча между командами ЦСКА и «Дизелист».

 

Автор: Фото из архива Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное