Борис Грачевский привез в Пензу «Ералаш»

Всегда молодой и жизнерадостный «папа «Ералаша» приехал в Пензу накануне открытия фестиваля «Кино для детей» 16 октября. А на следующий день в зале областной филармонии он полчаса шутил со школьниками.

Они его узнали с первого взгляда: по рядам пронеслось восторженное – «дядя из «Ералаша»! Любимый взрослый, не похожий на важных дяденек и тетенек, постоянно шипящих: «Тише! Ти-и-ише!» С Борисом Грачевским можно все, он и говорит-то по-свойски.

— Хотите испорчу настроение? – весело подмигнул он ребятам. — А завтра в шко-о-олу!

Зал гудел.

— Что, не испортил? Любите школу? Да ладно врать-то!!!

Предложение поиграть, вспомнить сюжеты из «Ералаша», взорвало зал. Дети вскакивали с мест и кричали так, что Грачевский не единожды гаркал в микрофон: «Да не орите вы так!» Но улыбался: встречей был доволен, а к громкой любви детей, видимо, давно привык.

Так открылся фестиваль «Кино для детей», состоявшийся благодаря областному министерству культуры и дирекции Пензенского филиала Союза кинематографистов России.

За час до этого Борис Юрьевич отвечал на вопросы журналистов.

— Я рад, что меня пригласили на открытие детского кинофестиваля, — начал пресс-конференцию Грачевский, — приятно, что слово «кино» соединили со мной. Потому что я свою жизнь без кино не чувствую, не понимаю и не знаю. Помните давнишнюю картину «Варвара-краса, длинная коса», тот палец, «должок», что грозит на весь экран? Это мой палец. Это моя первая роль, и я ей очень горжусь. А если говорить о «Ералаше», то я делаю не тележурнал, а кино, поэтому он такой живучий. Кино, как рукописи, не горит. Вам я привез одну версию новых серий, а на экраны выйдет другая. Представляете: сидел я, сидел над ними, и вдруг осенило! Взял и переделал. Это откуда-то сверху: смотрю сценарий, хватаю какую-то фразу. Ребенок так не скажет, это слово из прошлых лет. И я убираю его. Я не за сленгом иду, просто понимаю, что сегодняшнему ребенку нужно и интересно, поэтому мы идем в ногу со временем, поэтому до сих пор у «Ералаша» огромный рейтинг. А если говорить о количестве, то в год мы делаем 12 выпусков, то есть 36 историй. Снимаем новый сюжет практически раз в неделю.

— Ваши дети известны всей стране, они вырастают и становятся популярными актерами. Расскажите о новой яркой звездочке, которая появилась совсем недавно.

— Мне как-то Светлана Крючкова позвонила: «Боря, я снималась с мальчиком, возьми его. Это гений». Я позвал. Стоим мы на площадке, и я бросил что-то вроде: «Что стоишь? Иди быстрей!» Он так поднимает на меня голову и говорит: «Не кричите, не люблю». Представляете?!

Потом кто-то из нашей группы вокруг него ходил, объяснял сюжет: «Понимаешь, Димочка, ситуация такая – тут вот цирк, а ты…». Он смотрел, смотрел и говорит: «Вы мне задачу-то поставьте. Я сыграю, а вы поправите». Таких изумленных взрослых глаз я давно не видел. Это потрясающий, обаятельный ребенок. Он наше новое приобретение, и мы им очень гордимся. Его зовут Дима Карандин.

— Откройте секрет – расскажите сюжет нового ролика, над которым сейчас идет работа.

— У вас ведь с Лермонтовым в Пензе особые отношения? Тогда такой сюжет. Сложнейшая работа: мальчик представляет, что он султан и что у него много жен. Каждая отвечает урок, поэтому класс превращается в восточный город. Адская и очень дорогая работа. А самое смешное вот что — девочка на восточный манер поет грустным голосом: — «Скажи-и-ка, дядя, ведь неда-а-аром Москва, спаленная пожа-а-аром…». Я специально взял «Бородино» — невероятно, как в голове «султана» все это переплетается.

— Есть ли сейчас детское кино в России?

— Есть, но лучше бы его не было! Сегодня, чтобы сделать хорошее детское кино, нужны большие капиталовложения. До меня недавно дошло: последние 15 лет дети росли абы как. Их никто не воспитывал на Чебурашках, они воспитаны на Томе и Джерри, Микки Маусе, причем это не самое плохое. Для того, чтобы воспринимать мир глазами русского человека, человек должен с молоком матери впитывать наши песенки и наши сказки. У нас что произошло? Все повернули голову на Запад, на Америку, в результате люди, которые через десять-двенадцать лет станут руководить страной, будут нерусскими, а это ужасно. Я сегодня был в вашей картинной галерее. Там есть два зала с иностранной коллекцией, русских картин в двадцать раз больше. Я зарядился от них замечательной энергией – вот что важно!

У меня есть идея – снять полнометражный фильм. Сначала собирался снимать одну мелодраму, но сегодня ко мне случайно попал сценарий, который меня потряс. Это вариация той страшной истории, когда три девочки выбрасываются с балкона. Я хотел бы в отличие от «Ералаша» поговорить со взрослыми на серьезные темы: посмотрите внимательно, что творится с вашими детьми, рядом, у вас под носом.

Мы все должны об этом думать, потому что мы в ответе не только за тех, кого приручили, но и за тех, кого родили.

Мы со своей командой пытаемся двигаться в этом направлении: выпустили 40 роликов социальной рекламы, которая с успехом прошла по всей стране. А еще у нас есть печатный журнал «Ералаш». Там мы не рассказываем скабрезных анекдотов, пошлостей и не ищем легких путей к авторитету детей. Он яркий и очень добрый.

— Как обычные «мальчишки и девчонки» благодарят вас за то, что вы делаете?

—    Совсем недавно был такой случай. У нас в Анапе есть детский лагерь «Остров детства «Ералаш». Туда приезжают самые обыкновенные ребята, снимают свои ролики, мы им советуем что-то. Я обычно от толпы стараюсь скрыться, потому что если облепят со всех сторон – два часа придется автографы раздавать. А там скрываться негде: живем рядом. Так вот, сижу как-то, подписываю им блокноты, подписываю и говорю: «Господи, как вас много!». А один мальчик ответил: «Это не нас много. Просто вы у нас один!». Я чуть не расплакался.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное