Артист кулинарного жанра

27 января  исполняется 70 лет  ветерану  пензенского общепита В.А. Семушкину. Василий Алексеевич, племянник советского писателя Тихона Семушкина, личность в Пензенской области легендарная.  Общий стаж его трудовой биографии более 55 лет, а лучшие годы связаны с общепитом. Он по-прежнему молод душой, энергичен и находится на «боевом посту»,  занимая должность директора по питанию ООО «Пищеблок».

ЛЕГЕНДА  ПЕНЗЕНСКОГО ОБЩЕПИТА

Про этого человека  мне приходилось слышать не раз, но пообщаться воочию не доводилось.  И вот представился случай. Когда в дверях служебного кабинета редакции «Пензенская правда»  появился высокий и статный мужчина в темном костюме, подумал: заезжий артист. Внешне он чем-то напоминает поэта Андрея Дементьева. Такая же пышная шевелюра седых волос. Такой же острый и внимательный взгляд человека, с первых минут общения умеющего расположить к себе людей. Во всяком случае,  живая манера разговора собеседника никак не выдавала в нем юбиляра.

Родился Василий Алексеевич в большой крестьянской семье, в селе Старая Кутля  Лунинского района. В 7 лет лишился отца, который в 1943 году подорвался на мине под Тулой. Послевоенное детство пензенских мальчишек, взваливших на свои плечи мужские обязанности, было суровым и трудным. Особенно в семьях, оставшихся без кормильцев. В то время когда сверстники только собирались в школу, Василий  спозаранку  запрягал лошадь, чтобы перевезти с поля на ток снопы. Окончив семилетку, он запросился в город. Скрепя сердце, как никак кормилец, мать его отпустила.

Приехав в Пензу,  Василий поступил в торгово-кулинарную школу  на специальность повара. Кстати, его погибший отец был поваром военно-полевой кухни. Профессия пришлась юноше по душе.

Вскоре молодого выпускника направили на фабрику-кухню велозавода, где судьба свела его с  лучшим в области кулинаром, парторгом партийной организации Александром Кузьмичом Борисовым,  ставшим его первым наставником. Оценив прилежность  Василия, он предложил избрать его секретарем  первичной ячейки, а впоследствии членом заводского комитета ВЛКСМ.  К тому времени на «ЗИФе» открылся филиал фабрики-кухни в цехе 5Б, но питание было организовано так плохо, что возник вопрос о заведующем. По предложению того же Борисова на эту должность назначили 19-летнего Семушкина, которому доверили питание коллектива  численностью в 2 тысячи человек!  Окрыленный юноша быстро наладил качественное  питание, а вскоре филиал преобразовали в самостоятельную столовую

№ 28.

—  Доверие  руководства «ЗИФа»  мне было  очень приятно. В то время завод возглавлял легендарный Вахтанг Павлович Джамполадов, родственник Анастаса Микояна. В истории Пензенской области это такая глыба, что его имя по сей день окружено легендами, — рассказывает Василий Алексеевич. —  Как-то раз столовую посетил  первый секретарь обкома партии Бутузов. Поинтересовался: «А кто вас кормит?». И тут выхожу я. Молодой и кучерявый. Секретарь обкома похлопал меня по плечу: «Такой молодой, а уже начальник». Вахтанг  Павлович по-отечески потрепал мои кудри и произнес: «Если бы не умел кормить людей, его бы не назначили».

— Джамполадов скидок на возраст не делал.  Для работников цеха численностью 2 тысячи человек питание было бесплатным. На завтрак  подавали запеканки, каши, яйца.  На обед — салаты, щи, котлеты.  На десерт булочки и пирожные, — вспоминает Василий Алексеевич.

Профессиональные навыки пригодились Семушкину и в армии. После окончания  Калининградской школы авиационных механиков его должны были направить в боевую часть, но  руководство учебки  распорядилось судьбой Семушкина по-другому. Его оставили  заведующим  курсантской столовой на 1200 человек.   Кстати, возглавляемая им столовая заняла первое место в  Прибалтийском военном округе, а сержанта Семушкина приняли в ряды КПСС.

 

ПОЛВЕКА В СТРОЮ

По возвращении в Пензу Василий Алексеевич возглавил  родной коллектив. Вскоре ему представилась  возможность проявить организаторские способности. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О дальнейшем развитии и улучшении общественного питания» призывало улучшить культуру обслуживания, повысить качество и ассортимент блюд на предприятиях общепита, полнее удовлетворять запросы населения. Пенза откликнулась  на призыв партии  организацией системы самообслуживания в столовых и кафе. Не остался в стороне  и Семушкин, расширивший в заводской столовой ассортимент до 13 блюд.

Молодого коммуниста заметили в верхах и стали продвигать по служебной лестнице, поручая самые ответственные участки работы: заведующий производством ресторана «Нева», начальник торгового отдела треста столовых, заместитель директора горпищеторга, заместитель директора треста столовых, директор ресторанов «Пенза» и пензенского аэропорта, директор треста столовых, а впоследствии — городского треста ресторанов и кафе. Начиная  с 1962 года  Семушкин неоднократно избирался депутатом городского и районных Советов. Но большую часть жизни он отдал гостиничному комплексу «Ласточка», которым руководил  24 года.

С этим комплексом, который приобрел  широкую известность  и стал визитной карточкой Пензы туристической, связаны самые теплые воспоминания Василия Алексеевича.

По инициативе  Семушкина был открыт  конно-верховой маршрут  по живописным местам Пензенского и Колышлейского районов  «Пройдись по пензенскому краю». Начинался он в старинном русском селе Завиваловка. Туристы выезжали на орловских рысаках и двигались в сторону  Хопра, где на живописном берегу их ждала русская банька. Кстати, в  программу девятидневного маршрута входили и основы верховой езды на ипподроме.

Увлекательный отдых был организован и на турбазе «Чистые пруды». Под руководством Семушкина там построили 3-этажную столовую на 150 мест и шесть элитных  коттеджей для обслуживания 120 туристов. В комплекс вошли  русская и финская бани, откуда распаренные гости ныряли прямо в озеро. А уж какие там организовывали хороводы вокруг елки, катания на санях с горки и шашлыки у костра, просто дух захватывает!

 

ОТ ЦК ДО писателей

Еще на смотре художественной самодеятельности коллективов работников торговли и потребкооперации в 1960 году  Василий Семушкин подавал надежды в вокальном пении. Его сильный баритон так завораживал зал, что друзья ему советовали: «Зря ты, Вася, в повара пошел. Надо было в артисты».  Семушкин только улыбался: «Повара не меньше нужны. Без нас тоже люди не обходятся». Коллеги его поддержали: «Не тот артист, кто фрак одел, а тот, кто в своем деле артист». Кстати, судьба не раз сводила Семушкина со знаменитостями самого высокого уровня.

В 1967 году,  когда  он работал заместителем директора треста столовых по производству,  в Пензу для вручения орденов Ленина секретарям обкомов Льву Ермину и  Маткину приезжал председатель партийного  контроля  Политбюро ЦК КПСС  Альфред Пельше. В составе делегации находились киноактеры Никулин, Вицин, Моргунов, писатель и литературовед Ираклий Андронников.  На банкете в  Круглом зале Советов  подали любимые кушанья М.Ю. Лермонтова: гречневую  кашу, запеченный картофель, стерлядку с раками, а по краям большого овального блюда — два подсвечника. Выключили  свет.  Зажгли свечи. А. Пельше спрашивает: «Кто автор блюда?» Подозвал Семушкина и налил ему рюмку коньяка.

В  70-х  годах,  когда  Семушкин  был  уже директором треста ресторанов, к  Льву Ермину с частным визитом приезжал  секретарь Политбюро ЦК КПСС  Михаил Соломенцев. После посещения птицефабрики «Пензенская» он проехал в  трактир «Петушок», где высокого гостя потчевали изысканными яствами.  Кстати, Соломенцев  подробно интересовался  у Семушкина жизнью, бытом, зарплатой и жилищными условиями работников общепита.

Общался  Семушкин и с членом ЦК КПСС Федором Кулаковым.  Первый раз он встречался с ним в «Доме рыбака»,  когда Кулаков  баллотировался  кандидатом в депутаты ВС  СССР по  Нижнеломовскому  избирательному округу. Второй раз они встретились в «Сурских зорях», когда Кулаков приезжал на встречу с избирателями, а Семушкин работал директором гостиницы «Ласточка».

Особенно  часто останавливался в  гостинице Андрей Макаревич, не проявлявший в то время никакого интереса к кулинарии.  Очень подружился с Семушкиным  пионер российского рока Юрий Шевчук. А уж с солистом пензенской филармонии  Анатолием Шуватовым они пели дуэтом не один раз.

Перед расставанием я задал Василию Алексеевичу вопрос, не вызывает ли у него  путь  от босоного деревенского мальчишки до крупного руководителя общепита  ассоциации с  судьбой Михаила Ломоносова?

— Ну, это уж слишком   высокое сравнение.  Кулинар и светило российской науки Ломоносов! А в принципе, каждому дано свое. Я с молодости полюбил общепит и через всю жизнь пронес лозунг: «Служить народу вдохновенно»,  — признался юбиляр.

Автор: Александр БАХМУТОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное