А мы из Пензы!

Российские корейцы. Пензенская областьВ 2010 году исполняется 150 лет истории русских корейцев.

История русских корейцев (корё сарам) началась в 1860 году, когда Китай уступил России малонаселенные территории на правом берегу Амура – нынешнее Приморье. Так у Российской империи появилась короткая (всего в 14 км) граница с Кореей. Через нее и хлынули, спасаясь от нужды, корейские эмигранты.

К 1917 году на русском Дальнем Востоке проживали 90 тысяч корейцев. Среди них дедушки-бабушки Виктора и Елены Хе – победителей областного конкурса «Успешная семья-2009».  

Стрелы Купидона настигли их в общественном транспорте. Дело было в Ташкенте. Студент государственного технического университета Виктор Хе увидел в маршрутке Елену, студентку узбекского государственного института мировых языков. И влюбился с первого взгляда.

Будешь Зайцевым

В Узбекистане до сих пор проживает самая многочисленная корейская община в СНГ.  

Во всем виноват 1937 год. В ту пору главный противник СССР на Дальнем Востоке – Япония, союзница гитлеровской Германии. Корея была ее колонией, поэтому формально корейцы считались  гражданами Страны восходящего солнца, хотя и относились к оккупационным властям понятно как. Сталин, не заморачиваясь тонкостями национальных отличий, записал всех советских корейцев в японцы. И осенью 1937 года отправил их в Среднюю Азию. Они стали первым репрессированным народом. Потом были немцы, калмыки, крымские татары…

– Дедушка, ныне покойный, всегда плакал, рассказывая, как они ехали через Сибирь в вагонах для перевозки скота, – говорит Виктор. – Морозы минус сорок, первую зиму выживали в наспех вырытых землянках, старики и дети умирали сотнями. 

Многие корейцы носят русские фамилии. Это потомки малолетних сирот и потеряшек, которым в детских домах давали произвольные имена. Похож на зайца, будешь Зайцевым. Ростом с мизинец – значит Пальчиков…

В 1945 году число советских корейцев резко выросло – за счет присоединения к Союзу Южного Сахалина.

Хе Вик-Тор

Хе – достаточно редкая корейская фамилия. А половина всех жителей Страны утренней свежести носит пять фамилий: 20 процентов – Ким, 13 – Ли, 9 – Пак, примерно по 4 процента – Чон и Чхве (в русском написании – Цой).

На всю Южную Корею с ее 46 миллионами жителей приходится лишь 298 фамилий, в основном односложных.

А вот классические корейские имена состоят из двух слогов, причем каждый, записанный китайским иероглифом, символизирует нечто положительное. Например, имя северокорейского отца народов Ким Ир Сена (1912 – 1994) можно перевести как «солнце-истина». «Весь народ сплотился, цель у нас одна: над Северной Кореей – вечная весна!» – поется в известной песне о Ким Ир Сене.

Фамилия всегда стоит на первом месте. Например, нынешний генсек ООН Пан Ги Мун – это человек с фамилией Пан и именем Ги-Мун.

Трудности перевода 

За сто лет проживания вне исторической родины корё сарам практически забыли родной язык.

– В 37-м году вышел кореец из товарняка, сумел попросить хлеба по-русски – остался жив. С тех пор старики внушали детям: «Учи русский, только так пробьешься в жизни», – говорит Виктор Хе. – Да и патриотические чувства ничем не подпитывались. Про Сеул знали лишь, что там «кровавая диктатура», про Пхеньян – культ личности, террор и нищета. 

Сейчас интерес к языку вернулся. Во многом благодаря грандиозным успехам Южной Кореи в экономике. Также молодые этнические немцы в 90-е годы усиленно учили забытый язык предков, примериваясь к выезду на историческую родину.

Любопытно, что корё сарам, не забывшие язык, приезжая в Южную Корею, не понимают сеульцев. Вернее, понимают, но как русские – украинцев. Бежали-то за правый берег Амура выходцы из северных земель. А в Южной Корее говорят на другом (хамгенском) диалекте.

– И моей старшей сестре, которая вышла замуж за сеульца и переехала к мужу, пришлось учить язык с нуля, – говорит Виктор.

Точки над «i»

– Когда наших дедов гнали в Узбекистан, они плакали, а потом мы, их внуки, не хотели уезжать из Узбекистана. 

– По крови мы – корейцы, родина – Средняя Азия, а душа-то – русская, – продолжает Виктор. – Когда Союз развалился – куда? В Россию, в Приморье! Но так получилось, что до Владивостока мы не доехали – в Пензе закончились деньги. И мы остались здесь.

Виктор стал преподавать в одной из школ областного центра доселе неизвестное в сурских краях тхэквондо. Это синтез японского каратэ и корейских боевых искусств. С 1988 года данный вид спорта включен в программу Олимпийских игр.

Коли мы о том, из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши корейцы, то помимо души, крови и родины умест­но сказать о вере.

Еще в XIX веке в Стране утренней свежести безраздельно господствовали буддизм и конфуцианство. Сейчас две третих жителей Южной Кореи (религия Северной – коммунизм) – христианские протестанты. Это объясняется влиянием западных миссионеров начала XX века, американской помощью Южной Корее в войне с Северной (1950 – 1953 гг.), огромными инвестициями США в экономику страны.   

Правда, в 90-е годы корейцы перестали относиться к Америке с придыханием. Более того, университетская молодежь предъявила ей моральный счет  за навязывание массовой поп-культуры, культа потребления и так далее.   

Но вера осталась. И общение представителей корейских диаспор из разных стран мира идет, в том числе, в плоскости религии.

Еще в Узбекистане Виктор и Елена Хе приняли протестантство.

Вот так в судьбе одной пензенской семьи смешались Запад и Восток, Юг и Север.  

– Но я себя считаю гражданином СССР, – расставляет точки над «i» Виктор. – Мы – совки. И я горжусь этим.     

Мечты сбываются

Выступая на областном конкурсе «Успешная семья-2009», Хе рассказали о своих мечтах. У Виктора – это собственный ФОК, у Елены – дом (семья живет на съемной квартире).

– И ведь сбылось! – восклицает Виктор. – Меня пригласили на работу в Шемышейку, в новый спорткомплекс. В секцию записались 60 человек. В спорткомплексе я как у себя дома. Не в том смысле, что дверь ногой открываю, а просто ко мне здесь очень хорошо относятся.

– В старинном мордовском селе Чиндясы нам дали 15 соток земли по смешной цене, мы купили сруб, – добавляет Елена.

Родителям уже наказали приводить в порядок документы – как только отстроимся, заберем их к себе. И старшего сына сестры, который живет с бабушкой и дедушкой. Он, кстати, чемпион Центральной Азии по тхэквондо. Будет у меня помощником… А потом когда-нибудь махнем в Корею. Охота же посмотреть, какая она, земля предков.
Это интересно

О свежести и злаках

Кореей называют Корею только иностранцы. Сами аборигены зовут ее Чосон (Северная Корея) и Хангук (Южная Корея).

«Хангук» означает «империя Хан», где хан – древнекорейские племена, жившие на юге полуострова 2 тысячи лет назад.

Что касается Чосон, то это китайцы в V веке до нашей эры записали ныне утраченное название соседней страны  двумя иероглифами. На современном корейском они читаются как «чо» (другое значение иероглифа «утро») и «сон» (означает, помимо прочего, «свежесть»). Отсюда поэтическое название – Страна утренней свежести.

Кстати, китайцы Москву называют «Мо-сы-ке», и три иероглифа, передающие эту транскрипцию, можно прочитать как «спокойное-разрезание-злаков». 

Привычное название «Корея» восходит к династии Когурё, или Корё. Династия пришла к власти в X веке, примерно тогда же слухи о далекой стране достигли Европы.


Экономическое чудо

Всего 50 лет назад по уровню ВНП на душу населения Корея отставала от Нигерии и Папуа Новой Гвинеи. Во всем государстве не было ни одного многоэтажного дома, а половина народа по весне переходила с риса на древесную кору.  

В 1961 году в Южной Корее власть захватили военные во главе с генералом Пак Чжон-Хи, выходцем из нищей крестьянской семьи. Схема, которую он положил в основу экономической стратегии, была проста, как гвоздь: брать за границей кредиты и строить фабрики по иностранным технологиям.

Неграмотные корейцы вкалывали от рассвета до заката за гроши. Сначала завалили мир мягкими игрушками, потом развили легкую промышленность, с нуля подняли металлургию, судостроение, химическую отрасль. В 70-е «погнали» автомобили, в 80-е – электронику.

За 25 лет из вековой нищеты Хангук прыгнула в мировые экономические лидеры. Средняя продолжительность жизни выросла с 25 лет в 1910 году до 75,5 в 1998-м! 

Безусловно, режим Пак Чжон-Хи был диктатурой, хотя в сравнении с ультрасталинистской Чосон он тянет на демократию.   

А вообще, мы Корею знаем плохо. И даже названия ее знаменитых брендов произносим неправильно. Корейцы не врубаются, о каких-таких «Самсунге» или «Хьюндае» русские ведут речь. У них есть фирмы «Самсон» и «Хёндэ». Да и имя северокорейского вождя «Ким Ир Сэн» правильнее писать «Ким Иль-Чонъ». Но это уже, как говорится, другая история.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА, фото Владимира Гришина / "Пензенская правда" 10 ноября 2009, N 87

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное